Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования предоставления прав гражданам, изъявившим волю передать приватизированные жилые помещения в государственную или муниципальную собственность.
В настоящее время право передачи в государственную или муниципальную собственность приватизированных жилых помещений закреплено в статье 9.1. Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и статье 20 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из анализа указанных норм следует, что возможность передачи приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность с последующим заключением договора социального найма связана с соблюдением двух условий:
1. для гражданина передаваемое жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания;
2. передаваемое жилое помещение должно быть свободным от обязательств, т.е. оно не должно являться предметом залога, находиться под арестом, а также должно быть свободным от каких-либо ограничений (обременений).
В правоприменительной практике реализация приведенных норм представляет собой определенные сложности в связи с их неоднозначностью и отсутствием правового механизма передачи приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность с обязательным заключением договора социального найма. В результате в регионах органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается либо не устанавливается вовсе процедура такой передачи. Зачастую такая процедура имеет определенные ограничения, не позволяющие гражданам реализовать свое право, что приводит к необходимости обращаться в суды и неблагоприятно сказывается на доверии граждан к закону и действиям государства.
С одной стороны, для граждан данный процесс способствует снижению финансовой нагрузки, выраженной в возложении на собственников бремени по содержанию имущества, в том числе и налогового бремени, необходимости страхования своего имущества, а также устраняет риски, связанные с утратой своей собственности, с другой стороны, для государства - это возможность пополнения жилищного фонда социального использования.
Таким образом, актуальность и своевременность установления правового механизма передачи гражданами приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность обусловлена и наличием ряда вопросов, порожденных в связи с отсутствием такого механизма и неоднозначной практикой применения существующих норм органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Сфера действия законопроекта ограничена. Она касается только тех жилых помещений, по которым после приватизации не проводилось никаких сделок. К предмету регулирования законопроекта не относится передача жилых помещений, приобретенных гражданами в собственность на основании договора купли-продажи, договора мены, договора дарения, договора ренты, внесения в полном размере паевого взноса за жилое помещение, переданное жилищным кооперативом в пользование члену жилищного кооператива, а также принятие жилых помещений в наследство.
Участниками процесса передачи являются собственники приватизированных жилых помещений. При этом такие собственники должны постоянно проживать в передаваемом жилом помещении. Законопроект предусматривает передачу приватизированного жилого помещения и в том случае, если один из участников общей собственности не проживает в данном помещении, однако выразил согласие на реализацию данного права собственниками, проживающими в приватизированном жилом помещении. Такой собственник является стороной договора передачи приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, однако в договор социального найма он не включается. Также обязательным участником процесса передачи в законопроекте обозначены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Члены семьи собственника, постоянно проживающие в передаваемом жилом помещении, независимо от даты их вселения в данное жилое помещение (на дату приватизации или после приватизации жилого помещения), а также бывшие члены семьи собственника, указанные в статье 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", включаются в договор социального найма.
Законопроектом устанавливаются условия передачи гражданами приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. В случае если в помещении проведена несанкционированная перепланировка, собственник должен привести его в прежнее состояние, если такое жилое помещение не может быть сохранено в перепланированном состоянии на основании решения суда или оформить соответствующие документы до его передачи в государственную или муниципальную собственность, что согласуется с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Договор передачи заключается со всеми собственниками приватизированного жилого помещения. Законопроектом предусматривается необходимость получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства на передачу приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность в случае, если собственниками данных помещений являются несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные судом в дееспособности лица.
Согласно законопроекту уполномоченный орган рассматривает заявление граждан о передаче приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность в месячный срок с момента его поступления.
Уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в заключении договора передачи приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность по основаниям, перечень которых является закрытым.
Договор социального найма заключается с гражданами в течение месяца со дня государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на переданное жилое помещение.
Учитывая вышеизложенное, принятием законопроекта будет создана правовая основа для передачи гражданами приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, а также решения вопросов о передаче данного имущества при соблюдении интересов граждан и публично-правовых образований.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность"
Принятие проекта федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность" не повлечет дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность"
В связи с принятием Федерального закона "О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность" признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.