Заключение Счетной палаты РФ от 18 сентября 2014 г. N ЗСП-348/14-02
на проект федерального закона N 552524-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 552524-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола от 3 июля 2014 г. N 182).
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Афонским, А.В. Жарковым, З.А. Аскендеровым, направлен на совершенствование процессов подготовки и продажи приватизируемого имущества путем расширения информационного сопровождения продажи за счет перехода к размещению информации исключительно в информационно коммуникационной сети "Интернет" и упрощения порядка планирования и реализации отдельных видов государственного и муниципального имущества.
В указанных целях законопроектом вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее -Федеральный закон о приватизации).
Учитывая, что новеллы законопроекта, касающиеся отказа от публикации в печатных изданиях приватизационных документов и материалов, позволят не только сократить затраты бюджетных средств, выделяемых на проведение приватизационных процедур, но и улучшить информационное обеспечение потенциальных участников торгов и, следовательно, повысить уровень конкуренции, законопроект в указанной части Счетной палатой Российской Федерации поддерживается.
Также, по нашему мнению, обоснованным является внесение изменений в Федеральный закон о приватизации, направленных на приведение отдельных его положений в соответствие с изменениями в законодательстве о бухгалтерском учете и об акционерных обществах.
Вместе с тем законопроектом вводятся положения о приватизации отдельных видов федерального имущества на основании решений Федерального агентства по управлению государственным имуществом без включения их в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а именно:
объектов недвижимого имущества, не являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения;
акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых составляет менее двух процентов;
акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Представляется, что предлагаемые законопроектом изменения в силу крайне высокой степени усмотрения со стороны Росимущества при принятии решений о приватизации указанных видов имущества и перевода имущества в имущество казны Российской Федерации характеризуются значительной коррупциогенностью и высокими рисками необоснованного принятия решений о приватизации федерального имущества по следующим причинам.
Стоимость названных видов федерального имущества в абсолютном выражении может являться значительной, при этом сведений о количестве имущества данных категорий, находящегося в федеральной собственности и возможного к приватизации, и его оценочной стоимости в пояснительной записке к законопроекту не представлено.
Вместе с тем одним из критериев отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства является годовая выручка. В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятий составляет не более 60 млн. рублей, малых предприятий -400 млн. рублей, средних -1000 млн. рублей, что применительно к большой части государственных унитарных предприятий является значительным.
В связи с этим предлагаемый упрощенный механизм приватизации акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, требует дополнительного обоснования.
Кроме того, в соответствии с требованиями статей 7 и 8 Федерального закона о приватизации, Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила 4 подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 806, процесс составления и изменения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества носит многоступенчатый характер и предусматривает участие в этом процессе отраслевых федеральных органов исполнительной власти с целью определения состава федерального имущества, достаточного для проведения ими государственной политики в соответствующей отрасли и, соответственно, не планируемого к приватизации.
Предлагаемые законопроектом изменения несут риски приватизации федерального имущества без должного учета его отраслевой значимости.
Полагаем целесообразным обратить внимание, что реализация вводимых законопроектом положений о приватизации некоторых видов государственного имущества без включения их в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, увеличивает, по нашему мнению, риски принятия Росимуществом необоснованных решений о прекращении права хозяйственного ведения либо оперативного управления федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений с целью увеличения приватизационной массы объектов недвижимого имущества, относящегося к собственности Российской Федерации.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, требует дополнительного обоснования предлагаемый законопроектом отказ от продажи акций акционерных обществ через организатора торговли (подпункт 6 пункта 1 статьи 13, статья 22 Федерального закона о приватизации). Согласно пояснительной записке к законопроекту данный способ на практике не применяется. Вместе с тем представляется целесообразным на основании анализа причин неприменения указанного способа приватизации рассмотреть возможность совершенствования нормативной правовой базы приватизации государственного и муниципального имущества в целях устранения таких причин, включая обеспечение возможности контроля выполнения установленных статьей 5 Федерального закона о приватизации требований к покупателям государственного и муниципального имущества при продаже акций через организатора торговли. В связи с изложенным Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным доработать законопроект до его рассмотрения в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.