Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" вносит изменения в статью 145 Трудового кодекса России, предметом регулирования которой являются условия и размер оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций.
Законопроект включает в себя два главных нововведения, позволяющих не допустить чрезмерного и неоправданного расходования бюджетных средств в нынешних условиях, устанавливают принципы социальной справедливости, а также эффективности управления на государственных предприятиях.
Так, приоритет установления условий и предельных размеров оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, предоставляется в соответствии с настоящим законопроектом положениям Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливаются с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности, показателей результативности таких лиц и объемов производства продукции.
Более того, законопроектом устанавливаются конкретные ограничения в предельных размерах оплаты труда для вышеуказанных категорий лиц.
Законопроектом устанавливается, что ежемесячный должностной оклад, выплаты стимулирующего характера и иные выплаты (за исключением выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров) руководителей, их заместителей главных бухгалтеров, а также заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов вышеуказанных государственных организаций, не могут превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации по показателям предыдущего календарного года.
В случае изменения размера вознаграждения Президента Российской Федерации, размер ежемесячного должностного оклада, выплат стимулирующего характера и иных выплат (за исключением выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров) руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов таких государственных организаций может быть пересмотрен при заключении нового трудового договора (контракта) с таким лицом, пролонгации действующего договора (контракта) либо по истечении календарного года.
Следует отметить, что регулирование выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров лиц, руководящих в вышеуказанных государственных организациях, осуществляется в соответствии со статьей 349.3 Трудового кодекса Российской Федерации, претерпевшей существенные изменения в течение последнего года, заключающиеся в ограничении таких выплат в размере трехкратного среднего месячного заработка, что, безусловно, коррелируется с целями настоящего законопроекта.
Также законопроект устанавливает предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций, указанных в абзаце 1 настоящей статьи и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, а также заключивших трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов). Размер такого предельного уровня устанавливается в максимальной кратности от 1 до 8.
Соотношение средней заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов вышеуказанных государственных организаций и средней заработной платы работников списочного состава предприятий рассчитывается за календарный год.
Средняя заработная плата на предприятии рассчитывается путем деления фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера, а также заключивших трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов) на среднюю численность указанных работников за календарный год.
Стоит отметить, что вводимые законопроектом положения, устанавливающие предельный уровень соотношения средней заработной платы внутри вышеуказанного широкого перечня государственных предприятий не являются новеллами, а лишь расширяют уже действующее в отношении руководящих лиц государственных унитарных предприятий положение, предусматривающее такую кратность и утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 2 "Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий".
При этом законопроектом устанавливается, что порядок и размер иных выплат стимулирующего характера за эффективность и результативность деятельности руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных организаций, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) с учетом ограничений, установленных в абзаце 3 настоящей статьи, устанавливающих невозможность установления суммы таких выплат выше суммы вознаграждения Президента Российской Федерации.
Таким образом, законопроект направлен на совершенствование механизмов оплаты труда внутри различных государственных организаций, экономии бюджетных средств, социальной справедливости и соразмерной оплаты труда для всех категорий работников.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего условия и предельные размеры оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Срок принятия постановления - 1 месяц с момента вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.