Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 629939-6 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу статуса депутата представительного органа муниципального образования), внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.С. Шурчановым, Н.В. Коломейцевым, С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, А.В. Корниенко, С.И. Васильцовым, В.Ф. Рашкиным, В.П. Пешковым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 629969-6 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается дополнить пункт 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) новым положением, согласно которому уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации должна быть предусмотрена денежная компенсация расходов в связи с осуществлением ими своих депутатских полномочий, а также, при необходимости, денежная компенсация за упущенный заработок по основному месту их работы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Проектом федерального закона N 629969-6" следует читать "Проектом федерального закона N 629939-6"
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. В названной статье также регулируются отдельные вопросы статуса указанных лиц, в частности, порядок определения срока их полномочий, минимальный и максимальный срок полномочий, устанавливается, с какого момента полномочия начинаются и прекращаются, предусматривается количество депутатов, которые вправе осуществлять полномочия на постоянной основе. Кроме того, устанавливаются те элементы статуса, регламентирование которых возможно только федеральным законодательством.
Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъектам Российской Федерации не только не запрещается, но и предписывается осуществление правового регулирования в указанной выше сфере, в соответствии с которым соответствующее регулирование путем принятия уставов надлежит установить органам местного самоуправления.
Комитет обращает внимание на то, что аналогичная правовая позиция содержится в ряде решений Верховного Суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2013 N 48-АПГ13-10, Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2014 N 74-АПГ13-37 и другие).
Указанный выше вывод согласуется с нормами части 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которой порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Компенсации депутату представительного органа муниципального образования входят в понятие иных вопросов. В связи с этим в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации могут указываться случаи и порядок определения размера указанных компенсаций. В частности, такие случаи, как возмещение упущенного заработка по основному месту работы за время участия в заседании представительного органа муниципального образования депутата, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, а также компенсация расходов в связи с осуществлением им своего мандата (оплата проезда, услуг телефонной связи и т.д.).
Таким образом, данный вопрос в достаточной степени урегулирован действующим законодательством. Учитывая изложенное выше, предложенные законопроектом изменения представляются избыточными.
Кроме этого, следует иметь в виду, что поскольку предлагаемая законопроектом норма обязывает муниципальные образования устанавливать в своих уставах соответствующие выплаты, то принятие законопроекта может повлечь дополнительные расходы местных бюджетов. В связи с этим Комитет обращает внимание на заключение Счетной палаты Российской Федерации по данному законопроекту. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, предлагаемые законопроектом изменения нарушают принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета данного муниципального образования. Установление расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета, является недопустимым.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 629939-6 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу статуса депутата представительного органа муниципального образования), внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, С.Н. Решульским, В.С. Шурчановым, Н.В. Коломейцевым, С.П. Обуховым, В.Г. Соловьевым, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, А.В. Корниенко, С.И. Васильцовым, В.Ф. Рашкиным, В.П. Пешковым.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.