Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 673772-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в главу 11 "Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов", главу 13 "Налоговая декларация", главу 16 "Виды налоговых правонарушений" части первой и главу 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Предлагаемые изменения связаны со значительным обострением проблемы несвоевременного и неполного удержания и перечисления налоговыми агентами налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, приводящее к уменьшению налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.
Одновременно отсутствие у налоговых органов актуальной информации о начисленных доходах, исчисленных и удержанных суммах налога препятствует своевременному выявлению недобросовестных налоговых агентов.
В целях усиления налогового контроля в отношении налоговых агентов законопроектом предлагается установить обязанность по ежеквартальному представлению расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - Расчет).
При этом в случае непредставления в налоговый орган в установленный срок указанного Расчета законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц после дня, установленного для его представления. Кроме того, налоговый орган наделяется правом приостановления операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления указанного Расчета в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока.
Одновременно за представление налоговыми агентами недостоверных Расчетов и (или) сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, не соответствующих фактически начисленным суммам доходов, исчисленным, удержанным и перечисленным в бюджетную систему суммам налога, предусматривается введение штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Следует отметить, что предлагаемый законопроектом размер штрафа за представление налоговыми агентами в налоговые органы недостоверных сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов (500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения) не соотносится с установленным действующей редакцией пункта 1 статьи 126 Кодекса размером штрафа за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом (200 рублей за каждый непредставленный документ).
Полученная информация позволит налоговым органам повысить эффективность налогового контроля, оперативно проводить камеральные налоговые проверки правильности исчисления и удержания налоговыми агентами налога на доходы физических лиц, что приведет к повышению собираемости данного налога.
При этом, как указывается в пояснительной записке к законопроекту, для подготовки расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, налоговому агенту не потребуется ведение какого-либо дополнительного учета. Расчет может производиться автоматически на основе данных из регистров налогового учета.
Одновременно с описанной выше мерой законопроектом предлагаются изменения, направленные на поддержку добросовестных налоговых агентов путем сокращения их трудозатрат на осуществление функций по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации сумм удержанного налога на доходы физических лиц в отношении выплат своим работникам пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков. В частности, предлагается установление единого срока перечисления в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом-работодателем сумм удержанного им налога на доходы физических лиц в отношении указанных выплат - не позднее последнего числа месяца, в котором осуществлялись такие выплаты.
Законопроектом также уточняются сроки исчисления, удержания и перечисления сумм налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Вместе с этим, учитывая, что за последнее время заметно обострилась проблема избыточного истребования налоговыми органами у налогоплательщиков значительных массивов документов при проведении контрольных мероприятий, Комитет считал бы целесообразным в рамках подготовки рассматриваемого законопроекта ко 2-му чтению разработать законодательные меры, направленные на ограничение количества документов, истребуемых налоговыми органами.
Учитывая то, что предлагаемые законопроектом меры будут способствовать повышению полноты и своевременности удержания и перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации, Комитет рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.