Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 717759-6 "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации" (далее - Законопроект) направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов и пользователей кредитных рейтингов, включая кредиторов и инвесторов, а также на обеспечение прозрачности и независимости деятельности рейтинговых агентств путем формирования системы регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств.
В настоящее время кредитные рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, упоминаются в ряде федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации. Сфера применения кредитных рейтингов включает инвестирование временно свободных средств государственных корпораций и федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, пенсионных накоплений, собственных средств и резервов страховых организаций, а также целый ряд инструментов рефинансирования Банка России - ломбардные кредиты, операции репо и другие. При этом рейтинговые агентства фактически остаются вне системы обособленного регулирования, контроля и надзора.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 1 сентября 2013 года Банк России наделен полномочиями по осуществлению регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, включая рейтинговые агентства.
Законопроектом устанавливаются основные понятия рейтинговой деятельности и условия ее осуществления. Рейтинговыми агентствами признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является рейтинговая деятельность. Рейтинговыми агентствами могут стать российские юридические лица, а также иностранные юридические лица, имеющие обособленные подразделения на территории Российской Федерации, но не более чем на 24 месяца с даты вступления в силу Законопроекта.
Определение переходного периода (24 месяца) вызвано необходимостью приведения деятельности рейтинговых агентств, учрежденных на территории иностранного государства, в соответствие с требованиями российского законодательства. Кроме того, предполагается, что в течение указанного времени могут быть решены вопросы, касающиеся взаимодействия Банка России и Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA) в части контроля и надзора за деятельностью рейтинговых агентств.
Для всех рейтинговых агентств устанавливаются единые правила их деятельности, включая требования к независимости, предотвращению конфликта интересов, прозрачности и пересмотру методологий, рейтинговым комитетам и раскрытию информации о деятельности рейтинговых агентств. В результате введения унифицированных требований к деятельности рейтинговых агентств должно быть нивелировано сложившееся за последние годы разделение рейтинговых агентств на международные и национальные.
Законопроектом определяются единые механизмы контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств - устанавливаются полномочия Банка России по утверждению порядка и осуществлению аккредитации рейтинговых агентств и ведению их реестра, проведению проверок, направлению предписаний и применению иных мер воздействия.
Аккредитованные рейтинговые агентства наделяются правом применять как международную, так и национальную рейтинговую шкалу. При этом аккредитованные рейтинговые агентства не вправе отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать присвоенные кредитные рейтинги на основании и (или) в связи с решениями органов власти иностранных государств и иных международных публично-правовых образований. Такой подход направлен на укрепление независимости финансовой системы Российской Федерации от односторонних, политически мотивированных решений иностранных государств, сохраняя выгоды ее интеграции в международную финансовую архитектуру.
Законопроект не устанавливает запрет на осуществление рейтинговой деятельности в Российской Федерации не аккредитованными рейтинговыми агентствами. Вместе с тем в регулятивных целях, то есть в случаях указания на кредитные рейтинги в законодательстве Российской Федерации, могут быть использованы только кредитные рейтинги, присвоенные аккредитованными рейтинговыми агентствами. Особый режим предусматривается для рейтинговых агентств, которые осуществляли рейтинговую деятельность в Российской Федерации не менее двух последних лет, предшествующих вступлению в силу Законопроекта, - их рейтинги могут использоваться в регулятивных целях в течение года с даты вступления в силу законопроекта.
Кроме того, законопроект предусматривает процедуру признания рейтинговых агентств, учрежденных на территории иностранных государств, которая фактически предполагает сохранение возможности осуществления такими рейтинговыми агентствами деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
- иностранное рейтинговое агентство контролируется со стороны уполномоченного органа иностранного государства;
- Банк России принял решение об эквивалентности правового регулирования иностранного государства требованиям Законопроекта;
- Банк России и уполномоченный орган иностранного государства заключили соглашение о сотрудничестве.
Дополнительно законопроектом устанавливается процедура признания рейтингов, присвоенных рейтинговыми агентствами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации.
Учитывая системный характер влияния кредитных рейтингов на финансовый рынок Российской Федерации, установление законодательных основ регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств закрепит единые требования к рейтинговым агентствам для повышения качества присваиваемых ими кредитных рейтингов, а также повысит системную устойчивость финансового рынка Российской Федерации к неблагоприятным экономическим и международным политическим рискам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.