Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 743953-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Его разработка обусловлена необходимостью увеличения числа мировых судей и количества судебных участков в Республике Саха (Якутия).
Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Республике Саха (Якутия) определены 59 должностей мировых судей и соответствующее им количество судебных участков, созданных ранее из расчета численности населения, что не в полной мере отвечает требованиям указанного федерального закона.
На основании статьи 4 Федерального закона мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебный участок создается из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
В настоящий момент в ряде административно-территориальных образований Республики Саха (Якутия) численность населения, проживающего на одном судебном участке, превышает верхний предел численности населения для создания судебного участка, предусмотренный Федеральным законом, что требует дополнительного увеличения числа мировых судей и количества судебных участков.
Так, в городе Якутске численность населения на судебном участке составляет 28,3 тысячи человек, Вилюйском улусе (районе) - 24,5 тысячи человек, Сунтарском улусе (районе) - 24,1 тысячи человек, Намеком улусе (районе) - 23,5 тысячи человек.
Согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2014 года общая численность населения в Республике Саха (Якутия) составляет 954,8 тысячи человек при имеющемся количестве судебных участков - 59. При этом в ряде арктических и других отдаленных улусов (районов) республики, где численность населения существенно ниже нормы, определенной Федеральным законом, создано по одному судебному участку. Например, в Аллаиховском улусе (районе), где численность населения составляет 2,7 тысячи человек, Эвено-Бытантайском улусе (районе) - 2,8 тысячи человек, Анабарском улусе (районе) - 3,4 тысячи человек, Жиганском улусе (районе) - 4,2 тысячи человек. Судебные участки в таких улусах (районах) созданы в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона, которая позволяет в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создавать один судебный участок.
Вместе с тем Республика Саха (Якутия) с учетом ее территории, составляющей 3,1 миллиона квадратных километров (1/5 часть всей территории Российской Федерации, расположенной в пределах трех часовых поясов), и неразвитости транспортной инфраструктуры не имеет возможности воспользоваться предоставленным пунктом 3 статьи 4 Федерального закона правом перераспределить имеющееся количество созданных в республике судебных участков, так как это привело бы к нарушению конституционных прав на судебную защиту и лишило бы доступа к правосудию жителей и юридических лиц вышеуказанных отдаленных улусов (районов) республики.
Создание судебных участков в улусах (районах) Республики Саха (Якутия), где численность населения значительно ниже нормы, определенной Федеральным законом, обусловлено необходимостью доступа к правосудию в условиях имеющейся территориальной удаленности между собой административных районных центров, отсутствия регулярных транспортных перевозок, в том числе межмуниципальных. Так, например, между административными центрами Аллаиховского улуса (района) с численностью населения 2,7 тысячи человек и соседних ему Усть-Янского (7,4 тысячи человек), Абыйского (4,2 тысячи человек), Нижнеколымского (4,4 тысячи человек) улусов (районов), удаленными друг от друга на расстояние более чем на 300 километров, отсутствует какая-либо прямая межмуниципальная транспортная связь (автомобильная, воздушная).
При создании одного судебного участка, включающего несколько малонаселенных улусов (районов), с расположением его в одном из административных районных центров граждане, проживающие в других улусах (районах) этого судебного участка, из-за трудностей осуществления транспортных перевозок не смогут принять участие в судебных процессах, что фактически явилось бы лишением их права на доступ к правосудию.
Таким образом, с учетом наличия указанных обстоятельств в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 4 Федерального закона предлагается создать на территории Республики Саха (Якутия) дополнительно шесть судебных участков для распределения их по следующим административно-территориальным образованиям (обоснование необходимого числа мировых судей и количества судебных участков в Республике Саха (Якутия) приведено в прилагаемой к настоящей пояснительной записке таблице):
город Якутск - три судебных участка (три мировых судьи);
Вилюйский улус (район) - один судебный участок (один мировой судья);
Сунтарский улус (район) - один судебный участок (один мировой судья);
Намский улус (район) - один судебный участок (один мировой судья).
В целях обеспечения доступа граждан к правосудию, своевременного и качественного отправления правосудия необходимо увеличить число мировых судей и, соответственно, количество судебных участков в Республике Саха (Якутия) с 59 до 65.
Принятие данного федерального закона позволит надлежащим образом осуществлять правосудие, устранить некоторые проблемы в деятельности мировых судей в указанных административно-территориальных образованиях Республики Саха (Якутия), связанные с их высокой служебной нагрузкой, что будет способствовать сокращению сроков рассмотрения судебных дел и обеспечит реализацию конституционного права населения, проживающего на этих территориях, на доступ к суду.
Поскольку данный законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, для его внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Таблица
Расчет
общего числа мировых судей и количества судебных участков в Республике Саха (Якутия)
N п/п |
Наименование административно-территориальной единицы Республики Саха (Якутия) |
Численность населения на 1 января 2014 года (человек) |
Действующее число мировых судей, количество судебных участков в судебном районе |
Необходимое число мировых судей, количество судебных участков в судебном районе |
1 |
Абыйский улус (район) |
4196 |
1 |
1 |
2 |
Алданский улус (район) |
41629 |
3 |
3 |
3 |
Аллаиховский улус (район) |
2764 |
1 |
1 |
4 |
Амгинский улус (район) |
16697 |
1 |
1 |
5 |
Анабарский улус (район) |
3403 |
1 |
1 |
6 |
Булунский улус (район) |
8507 |
1 |
1 |
7 |
Верхневилюйский улус (район) |
20873 |
1 |
1 |
8 |
Верхнеколымский улус (район) |
4317 |
1 |
1 |
9 |
Верхоянский улус (район) |
11665 |
1 |
1 |
10 |
Вилюйский улус (район) |
24581 |
1 |
2 |
11 |
Горный улус (район) |
11590 |
1 |
1 |
12 |
Жиганский улус (район) |
4245 |
1 |
1 |
13 |
Кобяйский улус (район) |
12881 |
1 |
1 |
14 |
Мегино-Кангаласский улус (район) |
30460 |
2 |
2 |
15 |
Ленский улус (район) |
38427 |
3 |
3 |
16 |
Мирнинский улус (район) |
71186 |
4 |
4 |
17 |
Момский улус (район) |
4237 |
1 |
1 |
18 |
Намский улус (район) |
23485 |
1 |
2 |
19 |
Город Нерюнгри |
78495 |
4 |
4 |
20 |
Нижнеколымский улус (район) |
4414 |
1 |
1 |
21 |
Нюрбинский улус (район) |
24512 |
2 |
2 |
22 |
Оймяконский улус (район) |
9040 |
1 |
1 |
23 |
Олекминский улус (район) |
25644 |
2 |
2 |
24 |
Оленекский улус (район) |
3963 |
1 |
1 |
25 |
Среднеколымский улус (район) |
7535 |
1 |
1 |
26 |
Сунтарский улус (район) |
24075 |
1 |
2 |
27 |
Таттинский улус (район) |
16294 |
1 |
1 |
28 |
Томпонский улус (район) |
13592 |
1 |
1 |
29 |
Усть-Алданский улус (район) |
21034 |
1 |
1 |
30 |
Усть-Майский улус (район) |
7720 |
1 |
1 |
31 |
Усть-Янский улус (район) |
7359 |
1 |
1 |
32 |
Хангаласский улус (район) |
32394 |
2 |
2 |
33 |
Чурапчинский улус (район) |
20577 |
1 |
1 |
34 |
Эвено-Бытантайский улус (район) |
2790 |
1 |
1 |
35 |
Город Якутск |
310790 |
11 |
14 |
|
Итого по Республике Саха (Якутия) |
954803 |
59 |
65 |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета в следующих размерах:
1. Годовой фонд оплаты труда одного мирового судьи - 2 082 878,31 рубля.
N п/п |
Вид выплаты |
В месяц (рублей) |
В год (рублей) |
1 |
Должностной оклад: |
20 316,80 |
243 801,6 |
|
надбавка за квалификационный класс судьи (до 50 процентов) |
10 158,40 |
121 900,8 |
|
доплата за выслугу лет (до 50 процентов) |
10 158,40 |
121 900,8 |
|
ежемесячное денежное поощрение (1,3 должностного оклада) |
26 411,84 |
316 942,08 |
|
доплаты за ученую степень, почетное звание (до 15 процентов) |
3 047,52 |
36 570,24 |
|
Всего оклад |
70 092,96 |
841 115,52 |
2 |
Районный коэффициент (40 процентов) |
28 037,18 |
336 446,16 |
3 |
Процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (80 процентов) |
56 074,37 |
672 892,42 |
|
Итого денежное вознаграждение одного мирового судьи |
154 204,51 |
1 850 454,12 |
4 |
Ежеквартальное поощрение (1,3 денежное должностного оклада) |
26 411,84 |
232 424,19 |
2. Начисления на заработную плату одного мирового судьи (перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды (ФСС, ФФОМС) - 8,2 процента от фонда заработной платы) - 170 796,02 рубля в год.
3. Расходы на санаторно-курортное лечение мирового судьи - 45 000,00 рублей в год.
4. Проезд в отпуск - 75 000,00 рублей в год.
5. Страхование жизни, имущества, медицинское страхование - 26 000,00 рублей в год.
Таким образом, расходы из федерального бюджета на одного мирового судью в год составят 2 399 674,33 рубля.
Вступление в силу данного федерального закона повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета в сумме 2 399 674,33 х 6 = 14 398 045,98 рубля.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.