Досье на проект федерального закона
В апреле 2011 года в Законодательной Думе Хабаровского края были проведены депутатские слушания на тему "О правовом обеспечении в Хабаровском крае развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока".
На указанных слушаниях было отмечено, что в соответствии со статьями 32 и 34 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой, сосновой лап и других недревесных лесных ресурсов), заготовка пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, березового сока и других пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений являются предпринимательской деятельностью и осуществляются на основании договоров аренды лесных участков.
При этом договор аренды лесного участка в указанных целях заключается на срок до сорока девяти лет (часть 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации), а процесс его заключения и исполнения является достаточно трудоемким и затратным.
В частности, в отношении лесного участка требуется проведение государственного кадастрового учета лесного участка в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", а также требуется государственная регистрация прав на лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 2 статьи 72, статьи 92 и 93 Лесного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, на арендатора возлагаются обязательства, предполагающие необходимость осуществления материальных затрат в процессе исполнения договора аренды лесного участка, например, обязанность осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий (часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации) и мер противопожарного обустройства лесов (часть 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Все это является существенным препятствием для общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по осуществлению деятельности по заготовке и сбору недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений, при том, что такая деятельность является для указанных народов традиционной хозяйственной деятельностью и зачастую служит единственным источником к существованию.
Кроме того, положения части 4 статьи 32 и части 3 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации направлены, прежде всего, на осуществление деятельности по заготовке и сбору недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений крупными заготовителями и не создают условия для развития малого и среднего предпринимательства.
Принятие предлагаемого законопроекта в качестве федерального закона предоставит субъектам малого и среднего предпринимательства, а также общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации право осуществлять заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договора купли-продажи недревесных лесных ресурсов и договора купли-продажи пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, наряду с сохранением возможности предоставления лесных участков в данных; целях на основании договоров аренды.
С указанной целью предлагается дополнить Лесной кодекс Российской Федерации новыми главами 7.1 "Договор купли-продажи недревесных лесных ресурсов" и 7.2 "Договор купли-продажи пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений" по аналогии с главой 7 "Договор купли-продажи лесных насаждений" и внести ряд связанных с этим изменений в статьи 24, 32 - 35, 51, 61, 78 - 83 и 94 Лесного кодекса Российской Федерации.
Считаем, что упрощение процедуры доступа к заготовке и сбору недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательской деятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" потребуется издание нормативных правовых актов:
1. Правительства Российской Федерации:
1) о ставках платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов, подлежащих заготовке и сбору на землях, находящихся в федеральной собственности" (подпункт "а" пункта 13 законопроекта);
2) о ставках платы за единицу объема пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, подлежащих заготовке и сбору на землях, находящихся в федеральной собственности" (подпункт "а" пункта 13 законопроекта).
2. Уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти:
1) о порядке подготовки и заключения договора купли-продажи недревесных лесных ресурсов, заготовка и сбор которых осуществляются на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форме примерного договора купли-продажи недревесных лесных ресурсов (подпункт "б" пункта 13 законопроекта);
2) о порядке подготовки и заключения договора купли-продажи пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, заготовка и сбор которых осуществляются на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форме примерного договора купли- продажи пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (подпункт "б" пункта 13 законопроекта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.