Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации (об уточнении составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел указанный проект федерального закона (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дифференцировать состав административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления, озоноразрушающими и иными опасными веществами, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Требования Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" распространяются на всех хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются отходы или деятельность которых связана с обращением с отходами. К таким требованиям, например, относится обязательное проведение работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов, требование по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Очевидно, что указанные требования различаются по характеру регулирующего воздействия и потенциальному экологическому риску в случае их невыполнения.
Статьей 8.2 КоАП правонарушения в сфере обращения с отходами не конкретизированы, что не позволяет применять адекватные меры административного воздействия. Так, например, санкции за нарушения требований обращения с чрезвычайно опасными отходами I класса опасности аналогичны требованиям по обращению с практически неопасными отходами V класса опасности.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень основных принципов охраны окружающей среды дополнен принципом дифференциации мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в отношении хозяйствующих субъектов.
В целях урегулирования указанных несоответствий законопроектом предлагается применять более жесткие наказания при несоблюдении экологических требований и правил при обращении с опасными отходами, а при подобных нарушениях при обращении с практически неопасными отходами - менее жесткие. Предлагается выделить отдельно правонарушения, связанные с непредставлением соответствующей экологической документации, а также нарушения в сфере обращения с опасными химическими и озоноразрушающими веществами.
С учетом изложенного Комитет считает законопроект актуальным и поддерживает его принятие. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" требуют уточнения составы правонарушений, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 законопроекта. В частности, части 1 и 2 статьи 8.2. (в редакции законопроекта) необходимо согласовать со статьями 14 и 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Вместе с тем полагаем целесообразным дополнить статью 8.2 КоАП новой частью, предусматривающей административное наказание за нарушение требований Федерального закона 89-ФЗ (в редакции Федерального закона N 458-ФЗ). Например, за нарушение требований по предоставлению отчетности о выполнении производителями и импортерами нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также по уплате экологического сбора в случае невыполнения указанных нормативов утилизации (часть 7 статьи 24.2 Федерального закона 89-ФЗ).
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации (об уточнении составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления)", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.