Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 761267-6 "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях предупреждения нарушений требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (далее - развитие детей) и предупреждению причинения им вреда лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также организациями и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 8 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению своими законами административной ответственности за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию развитию детей и предупреждению причинения им вреда.
С учетом этого административная ответственность в данной сфере установлена в законах многих субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время сформировалась судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой родители или иные законные представители несовершеннолетних должны привлекаться по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нахождение несовершеннолетних:
на объектах (на территориях, в помещениях) организаций или индивидуальных предпринимателей, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их развитию (статья 14.1 Федерального закона N 124-ФЗ);
в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования на объектах (на территориях, в помещениях) организаций или индивидуальных предпринимателей, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей (статья 14.1 Федерального закона N 124-ФЗ).
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели за нахождение детей на указанных объектах могут привлекаться к административной ответственности по:
частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением (грубым нарушением) условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
статье 14.2 КоАП РФ (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена);
статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров);
части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе);
части 3 статья 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации считает, что право субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за несоблюдение требований к обеспечению организациями и индивидуальными предпринимателями мер по содействию развитию детей и по предупреждению причинения им вреда является несостоятельным, поскольку предусмотренное пунктом 8 статьи 14.1 Федерального закона N 124-ФЗ право субъекта Российской Федерации не является абсолютным.
Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2011 года N 1-Г11-26, от 13 марта 2013 года N 64-АПГ13-1, от 20 августа 2014 года N 74-АПГ14-7, которыми административные составы законов Архангельской области, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, предусматривающие данную административную ответственность, признаны противоречащими законодательству Российской Федерации и недействующими.
Предварительный анализ судебной практики показал, что случаи привлечения к административной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей за нахождение детей на объектах, на которых их присутствие не допускается, по частям 3 и 4 статьи 14.1, статьям 14.2, 14.15, части 3 статьи 14.16 и части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, не встречаются и не реализуются на практике.
Для открытия и функционирования объектов, на которых присутствие детей не допускается (предназначенных в том числе для развлечений, досуга), получение лицензии (разрешения), как правило, не требуется.
Поэтому по частям 3 и 4 статьи 14.1 и статье 19.20 КоАП РФ, установившим административную ответственность соответственно за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением (грубым нарушением) условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), организации и индивидуальные предприниматели за нахождение детей на объектах, на которых их присутствие не допускается, обычно к ответственности не привлекаются.
Кроме того, в КоАП РФ отсутствуют статьи, по которым можно было бы привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, допустивших присутствие детей на соответствующих объектах, на которых их присутствие запрещено.
В связи с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации субъекты Российской Федерации вынуждены исключать из своих законов об административных правонарушениях востребованные административные составы, предусматривающие административную ответственность за неисполнение лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, организациями и индивидуальными предпринимателями требований к обеспечению мер по содействию развитию детей и предупреждению причинения им вреда.
С учетом изложенного проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается исключить пункт 8 статьи 14.1 Федерального закона N 124-ФЗ, а также ввести в КоАП РФ по аналогии со статьей 5.35 КоАП РФ специальную статью 5.35.1 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за неисполнение требований к обеспечению мер по содействию развитию детей и предупреждению причинения им вреда для лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Проектом федерального закона предусматривается возложение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 КоАП РФ, на членов районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и должностных лиц органов внутренних дел (полиции), а возложение полномочий по рассмотрению указанных административных дел - на районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.