Письмо Счетной палаты РФ от 24 октября 2014 г. N 01-3478/03-01
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 553175-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования налогообложения впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства), направленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола от 25 сентября 2014 г. N 192), и направляет свое заключение.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Председатель |
Т.А. Голикова |
Заключение Счетной палаты РФ от 24 октября 2014 г. N ЗСП-416/03-01
на проект федерального закона N 553175-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования налогообложения впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства),
внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, Н.Р. Петуховой, Д.В. Ушаковым, С.А. Дорониным
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 553175-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 25 сентября 2014 г. N 192).
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, ОХ. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, Н.Р. Петуховой, Д.В. Ушаковым, С.А. Дорониным, направлен на снижение налогового бремени на индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства.
В этих целях законопроектом предлагается внести изменения в статью 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации, установив для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей налоговую ставку 0 процентов по упрощенной системе налогообложения на срок до двух налоговых периодов (календарных лет) с момента государственной регистрации, освободив их в том числе от уплаты минимального налога. Законопроектом также предоставлено право субъектам Российской федерации определять конкретные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых налоговая ставка в размере 0 процентов не может быть установлена.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в части установления для указанных субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей пониженных тарифов страховых взносов в указанные фонды.
По нашему мнению, реализация положений предлагаемого законопроекта может привести к появлению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с возможностью перевода основных объемов производства (и основных средств) уже действующих субъектов малого предпринимательства на вновь создаваемые субъекты малого предпринимательства в целях получения права на установленные законопроектом льготы.
На сегодняшний день динамика поступлений доходов от субъектов малого предпринимательства в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (по специальным налоговым режимам, за исключением налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения) за период с 2010 по 2013 год показывает стабильный их рост: с 112,7 млрд. рублей в 2010 году до 210,3 млрд. рублей в 2013 (или на 86,6%). При этом доля указанных поступлений в доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от этих субъектов малого предпринимательства составила в 2013 году в среднем 3,53%.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации могут быть компенсированы за счет профицита федерального бюджета,
Обращаем внимание, что согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" федеральный бюджет на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов запланирован с дефицитом. Размер выпадающих доходов в случае принятия законопроекта определить не представляется возможным ввиду того, что в финансово-экономическом обосновании отсутствуют соответствующие расчеты.
Кроме того, предлагаемый законопроект предусматривает льготный режим налогообложения только в отношении упрощенной системы налогообложения и не учитывает обычные формы налогообложения индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства, а также иные специальные налоговые режимы (единый налог на вменный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения), что нарушает принцип равенства, установленный пунктом 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Реализация положений предлагаемого законопроекта приведет и к появлению выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, источники компенсации которых не определены.
Вместе с тем, по нашему мнению, разработке такого рода законопроектов должен предшествовать анализ действующих положений, устанавливающих соответствующие льготы в целях оценки эффективности уже имеющихся льгот и определения необходимости их усиления.
Нельзя не отметить и тот факт, что принятие законопроекта приведет к увеличению нагрузки при уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих эти платежи в фиксированных (меньших) размерах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется отдельными федеральными законами, что, соответственно, не предполагает их включение в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Таким образом, включение в один законопроект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" противоречит указанной норме.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Счетной палаты РФ от 24 октября 2014 г. N 01-3478/03-01 "Заключение Счетной палаты РФ от 24 октября 2014 г. N ЗСП-416/03-01 на проект федерального закона N 553175-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования налогообложения впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, Н.Р. Петуховой, Д.В. Ушаковым, С.А. Дорониным"
Текст письма официально опубликован не был