Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 550945-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц",
внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым, В.Г. Швецовым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в статьи 224 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, предусматривающие введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц в зависимости от величины доходов налогоплательщиков.
В частности, устанавливается, что налоговая ставка по доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные налоговые вычеты в соответствии с положениями статьи 221 Кодекса и имущественные налоговые вычеты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, будет составлять 13 процентов; в отношении прочих доходов, полученных в течение налогового периода: по доходам до 5 миллионов рублей включительно устанавливается 13 процентов; по доходам свыше 5 миллионов, но не более 50 миллионов рублей - 18 процентов; по доходам свыше 50 миллионов рублей, но не более 500 миллионов рублей - 23 процента; по доходам свыше 500 миллионов рублей - 28 процентов.
Комитет не поддерживает указанный законопроект по следующим основаниям.
В течение девяти лет (с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года) в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом за указанный период эта шкала пересматривалась девять раз и в разные годы имела от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Несмотря на многочисленные модификации шкалы налоговых ставок к концу 90-х годов неэффективность действовавшего порядка подоходного налогообложения физических лиц, связанная с получившими широкое распространение фактами минимизации налогоплательщиками и налоговыми агентами реально получаемых (выплачиваемых) доходов, в значительной степени обусловила переход к единой налоговой ставке при налогообложении доходов физических лиц. Ее введение с 1 января 2001 года и неизменность в течение последующих лет стали одним из признаков упрощения и стабильности налогового законодательства. При этом Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации неоднократно констатировалась необходимость сохранения такой ставки на долгосрочную перспективу. В частности, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года отмечалась нецелесообразность отказа от плоской ставки налога на доходы физических лиц в пользу прогрессивной шкалы налога с учетом того, что это может привести к уклонению от уплаты налога и снижению поступлений в бюджет, а также к необоснованному увеличению налоговой нагрузки на граждан со средними доходами. Кроме того, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года содержится требование о необходимости обеспечения неизменности действующих условий налогообложения на протяжении ближайших четырех лет.
Немаловажным аргументом в пользу сохранения действующего порядка исчисления налога на доходы физических лиц является и то обстоятельство, что за последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста поступлений данного налога как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Следует также отметить, что реализация предлагаемых законопроектом мер повлекла бы за собой создание неравных условий налогообложения для индивидуальных предпринимателей и иных лиц, имеющих право на получение профессиональных налоговых вычетов, с одной стороны, и остальных налогоплательщиков, с другой стороны, что не соответствовало бы требованиям конституционного принципа всеобщности и равенства налогообложения.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 550945-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.