Заключение Счетной палаты РФ от 29 июля 2014 г. N ЗСП-321/03-02
на проект федерального закона N 550945-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 550945-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-Ф3 "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 3 июля 2014 г. N 182).
Законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы О.А.Ниловым, предполагает установление прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в следующих пределах: по доходам до 5 млн. рублей и доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные и имущественные налоговые вычеты, устанавливается ставка в размере 13 процентов, по доходам от 5 млн. рублей до 50 млн. рублей -18 процентов, свыше 50 млн. рублей до 500 млн. рублей - 23 процента, свыше 500 млн. рублей - 28 процентов.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом за указанный период она пересматривалась девять раз и в разные годы существовало от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 60 процентов.
Несмотря на многочисленные модификации шкалы налоговых ставок к концу 1990-х годов стала очевидна неэффективность действовавшего порядка подоходного налогообложения физических лиц, в первую очередь из-за стремления работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также по причине сложности администрирования налогообложения доходов граждан, работающих по совместительству.
Указанные факторы в значительной степени обусловили отказ с 1 января 2001 года от прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, что способствовало легализации многими работодателями оплаты труда работников и привело к увеличению поступления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Вместе с тем учет разной величины доходов физических лиц действующим законодательством о налогах и сборах достигается путем применения повышенной ставки налога на доходы физических лиц (35 процентов) к доходам, не связанным с выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), а также применения "плоской" шкалы налогообложения (13 процентов) одновременно с такими налоговыми инструментами, как стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты, что позволяет дифференцировать налогообложение доходов физических лиц.
Предлагаемый автором законопроекта возврат к прогрессивной шкале налогообложения может потребовать увеличения штатной численности налоговых органов, что, в свою очередь, потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Также обращаем внимание, что в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.