Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 777087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 28 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2590-р, и пунктом 5 плана мероприятий ("дорожной карты") "Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 1293-р).
Законопроект направлен на совершенствование страхового законодательства в области защиты имущественных интересов населения, организаций, которым может быть причинен вред в результате аварий на опасных объектах.
Предусмотренные законопроектом изменения разработаны с учетом практики реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) в целях обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу в результате аварии на опасном объекте, повышения информированности выгодоприобретателей об их правах по заключенному договору обязательного страхования, устранения имеющихся правовых неопределенностей.
Законопроектом предусматривается увеличение размеров страховых и компенсационных выплат в части возмещения вреда, причиненного имуществу физических лиц, с 360 тыс. руб. до 500 тыс. руб., имуществу юридических лиц - с 500 тыс. руб. до 750 тыс. руб. Необходимость увеличения размеров страховых выплат обусловлена недостаточностью действующих лимитов страховых выплат для компенсации причиненного в результате аварии вреда потерпевшим.
Действующий порядок осуществления страховых выплат потерпевшим по возмещению вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности, предполагающий возмещение вреда потерпевшему при предъявлении им документов, подтверждающих соответствующие расходы, не обеспечивает своевременного возмещения средств для оплаты предметов первой необходимости в достаточном размере. Законопроектом с целью решения указанной проблемы предусматривается осуществление страховых выплат по упрощенной процедуре в виде фиксированных выплат, исходя из фактического периода нарушения условий жизнедеятельности, с последующей доплатой за фактически понесенные потерпевшими затраты сверх размера произведенной страховщиком фиксированной выплаты.
В соответствии с законопроектом расширяется перечень лиц (выгодоприобретателей), имеющих право на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего, в частности, при отсутствии лиц, имеющих право в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), предполагается осуществление страховых выплат супругу (супруге), родителям, детям умершего, иным гражданам, у которых потерпевший находился на иждивении (усыновители, опекуны).
В ходе реализации Федерального закона N 225-ФЗ при наступлении страховых случаев на шахтах угольных выявлена недостаточность установленной страховой суммы в размере 10 млн. рублей для удовлетворения требований всех потерпевших. Одним из примеров является взрыв на шахте "Воркутинская" 11 февраля 2013 г., унесший жизни 19 горняков, при этом страховая сумма по договору страхования в размере 10 млн. рублей для осуществления страховых выплат в размере 2,025 млн. рублей по каждому погибшему оказалась недостаточной. В настоящее время владельцы шахт угольных, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности, ограничены в возможности заключать договор обязательного страхования на размер страховой суммы, превышающий 10 млн. рублей. В связи с этим законопроектом предлагается увеличить размер страховой суммы для соответствующих объектов до 50 и 100 млн. рублей в зависимости от максимально возможного количества потерпевших. Кроме того, в соответствии с законопроектом для шахт угольных, в отношении которых предусмотрена обязанность по разработке декларации промышленной безопасности, размер страховой суммы, определяемый с учетом максимально возможного количества потерпевших, составляет не менее 50 млн. рублей ввиду высокой степени опасности для жизни граждан.
Коэффициент страховых тарифов, устанавливаемый в зависимости от максимально возможного количества потерпевших исключается, в связи с тем, что тарифные факторы данного коэффициента уже учитываются при определении размера страховой суммы.
В соответствии с Федеральным законом N 225-ФЗ полномочиями по нормативному регулированию обязательного страхования, в частности по установлению страховых тарифов, обладает Банк России. Однако предварительный анализ результатов проведения обязательного страхования в соответствии с Федеральным законом N 225-ФЗ (в 2013 году размер страховых премий составил 9181 млн. рублей, размер страховых выплат составил 279 млн. рублей; в 2012 году 9109 млн. рублей, размер страховых выплат составил 149 млн. рублей) и оценка действующих размеров страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасных объектов свидетельствует о достаточном запасе платежеспособности страховщиков, соответственно, в связи с увеличением предельных размеров страховых выплат по договору обязательного страхования в части возмещения причиненного вреда имуществу потерпевшего, а также изменением подхода к определению размеров страховых выплат по обеспечению условий жизнедеятельности, в настоящее время повышения размера страховых тарифов не предполагается.
Низкий уровень выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасных объектов (3% в 2013 году и 1,6% в 2012 году) свидетельствует также о слабой информированности потерпевших, в частности работников страхователя, которые находятся в непосредственной зоне риска, о причитающихся потерпевшим страховых выплатах. С целью повышения осведомленности застрахованных лиц и выгодоприобретателей законопроектом предусматривается обязанность обеспечения страхователем свободного доступа к информации о заключенном им со страховщиком договоре обязательного страхования и информации, связанной с урегулированием претензий потерпевших.
Законопроект расширяет полномочия профессионального объединения страховщиков, предусматривает установление им порядка осуществления членами профессионального объединения страховщиков дополнительных отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат при недостаточности средств для осуществления компенсационных выплат, требований к условиям соглашения о перестраховочном пуле для перестрахования рисков гражданской ответственности владельца опасного объекта, уточняет порядок организации обмена информацией в рамках информационного взаимодействия.
Практика реализации Федерального закона N 225-ФЗ показала, что при заключении договоров обязательного страхования в отношении опасных объектов в многоквартирных домах возникают вопросы, связанные с определением лица, обязанного осуществлять страхование своей гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В этой связи законопроектом уточняются лица, которые являются страхователями опасных объектов в многоквартирном доме.
Законопроектом в целях реализации норм Федерального закона N 225-ФЗ и организации обмена информацией об обязательном страховании предусматривается осуществление взаимодействия информационных систем профессионального объединения страховщиков с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по истечении переходного периода через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
В целом принятие законопроекта позволит качественно повысить эффективность обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - законопроект) потребует признания утратившими силу следующих актов Правительства Российской Федерации в связи с необходимостью издания Банком России нормативных актов по регулированию данных вопросов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Данный акт Правительства Российской Федерации подлежит признанию утратившим силу в связи с тем, что согласно части 1 статьи 9 от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) порядок реализации определенных Федеральным законом N 225-ФЗ и иными федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования, которые подлежат изменению в связи с предусмотренными законопроектом изменениями.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Банк России.
Срок разработки - шесть месяцев после принятия федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2011 г. N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии".
Данный акт Правительства Российской Федерации подлежит признанию утратившим силу в связи с тем, что согласно части 3 статьи 7 Федерального закона N 225-ФЗ страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с Федеральным законом N 225-ФЗ, а действующий акт требует изменений, так как законопроектом изменяются предельные значения коэффициента, устанавливаемого в зависимости от уровня безопасности опасного объекта.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Банк России.
Срок разработки - шесть месяцев после принятия федерального закона.
При этом до признания утратившими силу указанных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации необходимо издание соответствующих нормативных актов Банка России во избежание возникновения правовых пробелов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.