Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 717759-6 "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Бурыкиной, М.Х. Юсуповым, Р.А. Баталовой и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на создание законодательной базы деятельности рейтинговых агентств. Понятие рейтингового агентства (статья 2 законопроекта), предлагаемое в законопроекте, требует соотнесения с аналогичным понятием, уже содержащимся в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ). Также нуждается в доработке предлагаемое в проекте понятие кредитоспособности как способности и готовности исполнять принятые на себя финансовые обязательства, в то время как согласно статье 2 Федерального закона N 39-ФЗ это способность выполнять свои кредитные обязательства.
Пункт 12 статьи 2 законопроекта вводит понятие суверенного рейтинга, субъектом которого является государство. Далее по тексту законопроекта данные отношения никак не регулируются.
Пункт 12 статьи 2 законопроекта содержит указание на "объединение государств". Исходя из сложившейся практики обращаем внимание, что несколько государств, объединяющихся на основе двусторонних или многосторонних договоров (соглашений) по политическим, экономическим или иным мотивам, для проведения согласованной политики называются "союзом государств".
В тексте законопроекта упоминается об "иностранных юридических лицах". Обращаем внимание, что называемые таким термином иностранные организации могут не являться юридическими лицами по личному закону.
Полагаем, что лица, которые будут осуществлять рейтинговую деятельность на основании трудового договора (см. пункт 15 статьи 2 законопроекта, часть 4 статьи 7 законопроекта), должны в рамках рассматриваемого законопроекта именоваться работники, а не сотрудники, что будет соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
В пунктах 17 и 19 статьи 2 законопроекта используются понятия председателя рейтингового комитета, принимающего решение о кредитных рейтингах, и методического комитета. При этом, далее в тексте законопроекта отсутствует определение статуса председателя рейтингового комитета, его полномочия, а также отсутствуют положения, определяющие статус методического комитета и его полномочия.
Пункт 20 статьи 2 законопроекта не согласуется со статьей 67.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает "материнских организаций" и "дочерних структур".
По нашему мнению, пункт 22 статьи 2 законопроекта, содержащий определение понятия "связанные лица", следует исключить как излишний, поскольку при его раскрытии используются понятие представителя, которое уже существует в законодательстве Российской Федерации, и понятие лица, контролирующего или оказывающего значительное влияние, которое определено в следующем пункте указанной статьи.
Также полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об исключении статьи 3 законопроекта, поскольку она содержит ссылки на нормативные правовые акты, в которых отсутствует регулирование деятельности рейтинговых агентств.
Согласно части 1 статьи 4 законопроекта организации, осуществляющие рейтинговую деятельность на территории Российской Федерации, подлежат аккредитации Банком России в порядке, им установленном. В настоящее время аккредитацию рейтинговых агентств осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, см. Приказ Минфина РФ от 4 мая 2010 года N 37н "Об утверждении Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств"). В связи с этим полагаем возможным предусмотреть в законопроекте переходные положения в отношении рейтинговых агентств, прошедших аккредитацию в Минфине РФ.
Часть 3 статьи 4 законопроекта, предусматривающая уплату государственной пошлины за аккредитацию и внесение сведений о рейтинговых агентствах в реестр аккредитованных рейтинговых агентств, требует исключения, как не относящаяся к предмету правового регулирования законопроекта в силу статей 1, 2 и 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того принятия законопроекта потребует внесения изменений в пункт 73 статьи 333.33 НК РФ и федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части уточнения взимаемой государственной пошлины и наделения Банка России правом ее администрирования.
В части 5 статьи 5 законопроекта устанавливаются требования к деловой репутации для лиц, входящих в состав органов управления и внутреннего контроля рейтингового агентства. В абзаце четвертом части 5 указанной статьи после слов "признания судом лица виновным в банкротстве юридического лица" следует указать срок, в течении которого лицо считается не соответствующим требованиям к деловой репутации по данному основанию. В этом случае указанное основание будет соответствовать аналогичным, содержащимся в иных федеральных законах (см., например, статью 16 Федерального закона 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статью 6.2 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").
В абзаце пятом части 5 статьи 5 законопроекта слова "высшего профессионального образования" необходимо заменить словами "высшего образования", что будет соответствовать нормам Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В пункте 4 части 3 статьи 6 законопроекта необходимо указать конкретную степень родства, поскольку в разных федеральных законах она определена по-разному.
В статье 7 законопроекта необходимо унифицировать применяемую терминологию: прочие лица, иные физические лица, другие лица.
В пункте 4 части 1 статьи 12, в абзаце шестом пункта 3 части 2 статьи 13 законопроекта слово "правовые" следует исключить, поскольку Банк России не обладает правом принятия нормативных правовых актов.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 законопроекта Банк России привлекает в пределах своей компетенции рейтинговые агентства к административной ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Данное положение требует соотнесения с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не устанавливающим административной ответственности за нарушение проектируемых изменений.
Срок вступления в силу изменений, предусмотренный статьей 17 законопроекта, требует дополнительного обсуждения. В части 2 указанной статьи предусматривается обязанность Банка России в течение двенадцати месяцев со дня официального опубликования будущего федерального закона принять нормативные акты, обеспечивающие его реализацию. Однако сам федеральный закон должен будет вступить в силу только по истечении пятнадцати месяцев со дня официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.