Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 7 апреля 2015 г.
о проекте федерального закона N 717759-6 "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы Н.В. Бурыкиной, М.Х. Юсуповым, Р.А. Баталовой и др.)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 717759-6 "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Бурыкиной, М.Х. Юсуповым, Р.А. Баталовой и др., Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление правового регулирования деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации. Положения законопроекта определяют условия осуществления деятельности рейтинговых агентств, структуру органов управления, устанавливают требования к рейтинговым аналитикам и лицам, непосредственно осуществляющим рейтинговую деятельность, методологиям, применяемым при составлении и присвоении кредитных рейтингов, а также определяют систему регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, направленную на создание правовых механизмов регулирования деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов и пользователей кредитных рейтингов, к законопроекту имеется ряд замечаний.
Следует обратить внимание на применяющиеся в законопроекте термины и их определения. Например, использующееся в законопроекте определение кредитоспособности как способности и готовности исполнять принятые на себя финансовые обязательства является ключевым элементом в проектируемой системе регулирования. Вместе с тем, возможность установления на законодательном уровне системы регулирования процесса выставления оценки готовности того или иного субъекта совершить те или иные действия является объективно ограниченной и, по сути, сводится к процессу выявления и управления конфликтом интересов при осуществлении такой деятельности.
Также не соответствуют принципу определенности и недвусмысленности правовых норм проектируемые законопроектом определения "рейтингового аналитика", "ведущего рейтингового аналитика", "регулятивных целей", "связанные лица" и некоторые другие.
При доработке законопроекта ко второму чтению требует раскрытия понятие "эквивалентность правового регулирования иностранного государства", так как подобное понятие отсутствует в законодательстве Российской Федерации, а также законопроектом не установлен механизм признания правового регулирования деятельности рейтинговых агентств иностранного государства эквивалентным требованиям данного законопроекта.
Также представляется немаловажным при доработке законопроекта ко второму чтению особое внимание уделить процедурам выявления, управления и предотвращения возникновения конфликтов интересов, для чего следует предусмотреть более четкую дифференциацию функций, полномочий и компетенцию как органов управления рейтинговых агентств и действующих в агентстве структурных подразделений, так и лиц, осуществляющих в агентстве трудовую деятельность, а также необходимость полного и своевременного публичного раскрытия информации об их деятельности.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 717759-6 "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Бурыкиной, М.Х. Юсуповым, Р.А. Баталовой и др., с учетом его доработки ко второму чтению по высказанным замечаниям.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.