Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 686588-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 686588-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан Правительством Российской Федерации с целью пресечения распространения контрафактной алкогольной продукции. Законопроект предусматривает введение требований обязательной фиксации информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) для организаций, осуществляющих производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объемом более, чем 300 тысяч декалитров указанной продукции в год, а также для отдельных организаций, осуществляющих закупку, хранение, поставку и розничную продажу алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции. Законодательно определяется состав технических средств передачи информации в ЕГАИС, при этом, допускается представление такой информации в электронном виде. Из Федерального закона исключены требования об обязательном пломбировании технических средств фиксации и передачи информации в ЕГАИС и о предоставлении копий сертификатов на такие технические средства.
Предполагается установить переходный период для введения ЕГАИС:
с 1 июля 2015 г. - в отношении производства спиртосодержащей продукции, пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
с 1 ноября 2015 года - в отношении закупки, хранения и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции;
с 1 июля 2016 г. - в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;
с 1 июля 2017 г. - в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.
Кроме этого, законопроектом предлагается новая редакция п. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), где перечислены виды деятельности и направления, на которые не распространяется требование об учете объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, указанное требование не распространяется на розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции, на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и в сельских поселениях с численностью населения менее 3 тыс. человек без наличия сети "Интернет" и т.д. Перечень таких сельских поселений будет определяться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что учет объема производства, закупок, хранения, поставок и розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием ЕГАИС позволит обеспечить должный учет объема производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, будет способствовать повышению прозрачности этой сферы, эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за оборотом продукции, выявлению и пресечению потоков контрафактной продукции.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на то, что в результате принятия законопроекта количество пользователей ЕГАИС значительно увеличивается с 3 тыс. до 500 тыс. Для этого потребуется, как следует из финансово-экономического обоснования, принятие (изменение) 10 подзаконных актов, проведение широкого перечня технических мероприятий, связанных с проектированием, внедрением и тестированием ЕГАИС в организациях, осуществляющих закупку, хранение, поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничную продажу алкогольной продукции, а также принятие иных, необходимых для налаживания и сопровождения этой системы, мер. Поэтому, учитывая сложную ситуацию в экономике страны, считаем целесообразным определить более длительный переходный период вступления в силу отдельных положений проекта федерального закона с тем, чтобы предоставить субъектам предпринимательской деятельности достаточный временной период для технической и технологической адаптации их деятельности к соблюдению новых правил и обязательных требований по введению и функционированию ЕГАИС.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 686588-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.