Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 551098-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(о создании специального банковского счета для семейных нужд),
внесенный депутатом Государственной Думы Д.И. Савельевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 сентября 2014 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 140) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 551098-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о создании специального банковского счета для семейных нужд), внесенный депутатом Государственной Думы Д.И. Савельевым, и отмечает следующее.
1. Автором законопроекта предлагается внести в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" изменения, предусматривающие возможность направления средств материнского (семейного) капитала также на создание специального банковского счета для семейных нужд. При этом не установлено, на какие цели могут быть потрачены получаемые средства, не раскрывается понятие "семейных нужд".
Согласно Федеральному закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы:
- на улучшение жилищных условий,
- на образование ребенка (детей),
- на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) детей.
Указанные направления сформированы в соответствии с предложениями, высказанными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года. До настоящего времени данный перечень является постоянным и неизменным.
Кроме того, Федеральный закон не предусматривает возможность получения средств материнского (семейного) капитала в наличной форме, поскольку его концепция основывается на принципе капитализации средств, предоставляемых государством семьям с двумя (и более) детьми, для их использования в будущем на удовлетворение ключевых потребностей семьи.
Необходимо иметь в виду, что такая мера государственной поддержки, как материнский (семейный) капитал является долгосрочным вложением в семью, ее развитие. Потенциал материнского (семейного) капитала может быть раскрыт в отдельных случаях лишь спустя определенное количество лет. В этом состоит одно из отличий данного института от мер социальной поддержки семей с детьми, выплат, пособий, компенсаций и т.д., имеющих более ограниченный по времени, срочный характер.
Таким образом, средства материнского (семейного) капитала носят строго целевой характер, регламентированный Федеральным законом. Невозможность контролировать направления использования денежных средств непосредственно на текущие семейные нужды противоречит целевому характеру использования средств материнского (семейного) капитала.
2. Кроме того, законопроектом не определяется порядок открытия специального банковского счета, возможность и механизм его закрытия, не закрепляются гарантии сохранности денежных средств (части денежных средств) материнского (семейного) капитала, находящегося на специальных счетах. Это положение являлось бы особенно актуальным в период масштабного финансового и экономического кризиса. Помимо этого, в законопроекте отсутствуют положения, регулирующие использование средств материнского (семейного) капитала, находящихся на специальном банковском счете, после достижения ребенком возраста восемнадцати лет, что не позволяет судить о правовых последствиях, связанных с наступлением указанного юридического факта.
3. Более того, авторами законопроекта не учитывается то обстоятельство, что в настоящее время насчитывается более 5,7 миллионов владельцев сертификатов на материнский (семейный) капитал. При этом по данным Минтруда России около 49% владельцев полностью реализовали свое право на материнский капитал. Таким образом, учитывая размер материнского (семейного) капитала (453 тысячи рублей в 2015 году), реализация предлагаемых законопроектом положений предполагает, что на открытие специальных банковских счетов может потребоваться одновременно перечислить банкам до 1, 3 триллиона рублей, что самым негативным образом скажется на федеральном бюджете. Внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 744090-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2015 год) предусматривает сокращение доходной части федерального бюджета в 2015 году на 2, 5 трлн. руб. и устанавливает бюджетный дефицит в размере 2,7 трлн. руб.
Представляется, что должен быть предусмотрен механизм реализации рассматриваемых положений, исключающий возможность нарушения бюджетной сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
4. Статьей 12.1, предлагаемой для включения в Федеральный закон, предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка получения банками лицензий, предусматривающих использование материнского (семейного) капитала на создание специального счета для семейных нужд. Данное положение не согласуется с положениями статьи 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статьи 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", согласно которым выдача кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций осуществляется Банком России, которым определяется и порядок выдачи указанных лицензий.
5. На законопроект поступило заключение Правительства Российской Федерации с рекомендацией к отклонению. Также к настоящему времени поступили 63 отзыва от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из которых 45 с рекомендацией к отклонению, 19 - с рекомендацией к принятию.
6. На основании изложенного Комитет рекомендует:
отклонить проект федерального закона N 551098-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о создании специального банковского счета для семейных нужд), внесенный депутатом Государственной Думы Д.И. Савельевым.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.