Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 632164-6 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о зачислении налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме), внесенный Законодательным Собранием Красноярского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 632164-6 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Красноярского края, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие зачисление поступлений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме, а также наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать ставку данного налога для участников региональных инвестиционных проектов.
В настоящее время согласно положениям статьи 284 НК РФ, статей 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, полностью зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, в полном объеме зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В своих заключениях Комитет неоднократно указывал на то, что при распределении источников доходов между уровнями бюджетной системы необходимо соблюдать принцип: за бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами должны закрепляться налоговые доходы, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответствующих территорий. Государство должно проводить стимулирующую бюджетно-налоговую политику в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, решение вопроса об увеличении доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является необходимым условием для обеспечения их устойчивого и комплексного социально-экономического развития. В связи с этим полагаем, что в рамках данного законопроекта необходимо рассмотреть вопрос о закреплении за бюджетами субъектов Российской Федерации суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по налоговой ставке в размере 2%, с условием о необходимости передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации местным бюджетам части указанных доходов (от 0,5 до 1,5% налоговой ставки по данному налогу, поступления от которой будут зачисляться в местные бюджеты). Возможно также по иному распределить указанные налоговые доходы между уровнями бюджетной системы (например, поступления от 1% налоговой ставки по налогу на прибыль сохранить за федеральным бюджетом; доходы от 1% налоговой ставки передать в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, распределив соответствующие доходы от её применения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами).
В то же время зачисление указанных доходов по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты приведет к выпадающим доходам федерального бюджета. При этом предусматривается, что законопроект должен вступить в силу с 1 января 2014 года, а источники компенсации указанных выпадающих доходов в законопроекте не предусмотрены. В связи с этим решение вопроса о сроке введения в действие указанного законопроекта нуждается в дополнительной финансово-экономической проработки с учетом необходимости сохранения сбалансированности федерального бюджета, существующих геополитических рисков, прогнозов социально-экономического развития экономики государства в ближайшей и среднесрочной перспективе. Кроме того, необходимо проработать вопрос об усовершенствовании взимания налога на прибыль организаций в целях более равного распределения доходов от него на территории Российской Федерации в связи с введением и применением института консолидированной группы налогоплательщиков.
Следует также отметить, что налог на прибыль организаций имеет статус федерального налога, поэтому в соответствии с частью 6 статьи 3, частью 2 статьи 12, частью 1 статьи 53 НК РФ все элементы федеральных налогов (за исключением специальных налоговых режимов), включая налоговые ставки по ним должны устанавливаться НК РФ. Таким образом, наделение законопроектом субъектов Российской Федерации правом устанавливать ставку по данному налогу для участников региональных инвестиционных проектов противоречит указанным нормам НК РФ.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию законопроекта с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.