Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 649264-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Свинцовым, Я.Е. Ниловым, И.В. Лебедевым, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет более 50 процентов, а также государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий или муниципальных унитарных предприятий может проводиться только теми аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствуют доли иностранных юридических и(или) физических лиц.
Как следует из пояснительной записки, введение подобного ограничения будет способствовать усилению защиты экономических интересов Российской Федерации, сохранению конфиденциальной финансовой информации вышеуказанных учреждений, а также росту конкурентоспособности российских аудиторских организаций.
Комитет обращает внимание на то, что статьей 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" прямо установлено, что аудиторские организации обязаны соблюдать требования по обеспечению сохранности информации, составляющей аудиторскую тайну, и такие сведения не могут быть разглашены аудиторской организацией, в том числе своим аффилированным лицам. Представляется, что должное соблюдение положений указанной статьи в полной мере способствует сохранению конфиденциальной информации, полученной в ходе аудита, а российское происхождение капитала аудиторских фирм не может являться гарантией отсутствия рисков утечки информации.
В свою очередь, следует отменить, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации может быть заключен с аудиторской организацией, выбранной в ходе проведенного открытого конкурса, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, данное требование позволяет обеспечить объективный выбор аудиторской организации, соответствующей имеющимся у аудируемого лица критериям, которые являются важными в каждом конкретном случае.
Представляется, что предлагаемая законопроектом норма не будет способствовать повышению конкурентоспособности российских аудиторских организаций. Проблема конкурентоспособности российских аудиторских организаций должна решаться путем повышения качества предоставляемых услуг.
Учитывая вышеизложенное, Комитет не считает возможным поддержать проект федерального закона N 649264-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Свинцовым, Я.Е. Ниловым, И.В. Лебедевым.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.