Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 342860-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об усилении ответственности руководителя организации за неисполнение обязанности по передаче печатей и документов организации при прекращении с ним трудовых отношений,
внесенный депутатами ГД С.Е. Вайнштейном, Д.И. Савельевым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 342860-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается внести в Федеральный закон N 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон об акционерных обществах), в Федеральный закон N 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью), в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) дополнения в части законодательного закрепления обязанности руководителей организаций (исполнительных органов) осуществлять возврат печатей и документов, в случаях прекращения с ними трудовых отношений.
Данную обязанность предлагается закреплять в трудовом договоре с лицом, осуществляющим функции руководителя, с указанием обязательной суммы фиксированного штрафа за ее нарушение. Сумма штрафа должна определяться уполномоченным органом общества. При этом вносимыми изменениями в статью 137 ТК РФ предусматривается, что при увольнении руководителя организации, обязанного уплатить данный штраф, могут производиться удержания из его заработной платы для погашения задолженности перед работодателем.
Также предлагается дополнить статью 69 Федерального закона об акционерных обществах и статью 40 Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью положениями о том, что договор с руководителем организации (лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества) должен содержать условия применения соответствующих штрафных санкций. Изменениями, вносимыми в статью 71 Федерального закона об акционерных обществах и статью 44 Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью, предусматривается ответственность перед обществом за утерю печатей и документов общества, обязанность хранения которых возложена на исполнительный орган общества, а также за отказ от возврата, передачи вышеуказанных документов и печатей. Обязанность по передаче документов также предусмотрена в случае принятия решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества и об образовании временного единоличного исполнительного органа.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что его принятие, по мнению авторов, "позволит минимизировать или избежать последствий конфликтных ситуаций между менеджментом предприятия и его собственниками, заложником которых часто становится само предприятие".
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является регулирование трудовых отношений с руководителями организаций, созданных в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Вместе с тем изменения, предлагаемые в ТК РФ, не предусматривают такой дифференциации.
Проектируемое внесение изменений в ТК РФ, связанных с установлением трудовым договором с руководителем организации порядка передачи руководителем печатей и документации организации при его увольнении, наложении на руководителей штрафных санкций за несоблюдение условий трудового договора, не являются предметом регулирования ТК РФ.
Положения законопроекта, устанавливающие возможность налагать на руководителя организации штраф, нуждаются в дополнительном обсуждении. Штраф - денежное взыскание, налагаемое в рамках административно-властных, а не трудовых отношений. Нормами ТК РФ такой вид взыскания, как штраф, не предусмотрен.
Работодатель не вправе накладывать на работника, в том числе на руководителя организации, штрафы, поскольку, во-первых, штраф - вид административного или уголовного наказания, применяемый за совершение административного правонарушения или уголовного преступления компетентными госорганами. Во-вторых, за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и за нарушение трудовой дисциплины к работнику могут быть применены только дисциплинарные взыскания, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 192 ТК РФ), а именно: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям статьи 81 ТК РФ. Поскольку дисциплинарное взыскание в виде штрафа не предусмотрено трудовым законодательством, то его применение к любому работнику является незаконным.
Статьей 277 ТК РФ определено, что руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. В случае возникновения спора факт причинения убытков организации и размеры их возмещения определяются судом.
Следует отметить, что типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329 в соответствии с частью третьей статьи 275 ТК РФ, предусматривается обязанность руководителя при расторжении трудового договора осуществить передачу дел учреждения вновь назначенному руководителю в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона об акционерных обществах права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются указанным федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом.
Согласно статье 40 Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа.
Таким образом, как отдельные обязанности вышеуказанных лиц, так и вопросы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по передаче печатей и документов могут быть урегулированы во внутренних документах общества и в договорах, заключаемых с этими лицами.
Кроме того, законопроектом не уточняется, за какие документы организации несет ответственность ее руководитель в случае их утери или отказа от их возврата.
Изменениями, вносимыми законопроектом в статью 69 Федерального закона об акционерных обществах устанавливается, что в случае принятия решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества и об образовании временного единоличного исполнительного органа, срок передачи печати и документов устанавливает совет директоров общества (наблюдательный совет). При этом согласно положениям статьи 64 этого федерального закона функции наблюдательного совета может выполнять общее собрание акционеров. Кроме того, вопросы, связанные с образованием исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции общего собрания акционеров (если иное не установлено уставом общества), соответственно, необходимо уточнить проектируемые положения в части наименования органа общества, осуществляющего полномочие по установлению срока передачи печати и документов единоличным исполнительным органом.
Законопроект дополняет статью 44 Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью положением, устанавливающим, что единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий, в соответствие с заключаемым с ними договором несут ответственность перед обществом за утерю по их вине печати (ей) и документов общества, хранение которых возложено на исполнительный орган общества, за отказ от возврата, передачи вышеуказанных документов и печати (ей), либо совершения виновных действий, повлекших невозможность их передачи в установленный срок. Проектируемую норму необходимо соотнести с пунктом 2 статьи 44 этого же федерального закона, устанавливающим, что члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием).
В соответствии с пунктом 10.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры от 25 августа 2010 года N 558, любая организация обязана вести журнал учета выдачи печатей и штампов, в котором указываются должность и фамилия, имя, отчество получателя печати, дата и время ее получения и возврата. При этом в Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты, обязывающие выдавать данные печати исключительно руководителю организации. Возложение ответственности (в том числе материальной в виде штрафа) за неисполнение обязанности по передаче печати исключительно на руководителя организации представляется не вполне правомерным.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов РФ получен положительный отзыв, от органов государственной власти 1 субъекта РФ получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту отмечает, что он нуждается в существенной лингвостилистической и юридико-технической доработке. В проектируемой законопроектом части второй статьи 275 ТК РФ требуется уточнить, в частности: о каких именно документах организации, обязанность за хранение которых возложена на руководителя организации, идет речь; кто и в каком порядке будет определять, какие именно документы подлежат хранению; кем будет возложена на руководителя организации обязанность по хранению документов; о каком работнике идет речь в указанной части статьи 275 ТК РФ.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний, отмечая, в частности, спорный характер положения законопроекта, устанавливающего, что в случае отсутствия лица, в пользу которого передаются печати и документы, руководитель организации составляет акт приема-передачи в одностороннем порядке и направляет документы, печати и односторонний акт заказной корреспонденцией по адресу нахождения организации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний.
Правительство Российской Федерации в лице Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не поддерживают рассматриваемый законопроект.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 342860-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.