Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на проект федерального закона N 702678-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (об уточнении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны), внесенный Правительством РФ (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 702678-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне"
(об уточнении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны),
внесенный Правительством РФ

 

Досье на проект федерального закона

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 февраля 2015 года (протокол N 224, пункт 53) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 702678-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (об уточнении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны), внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ) в целях уточнения отдельных его положений, в том числе уточнения полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.

Согласно пункту 1 законопроекта предлагается заменить понятие "при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" понятием "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". По мнению авторов законопроекта, закрепление на законодательном уровне понятия "военный конфликт" применительно к определению понятия "гражданская оборона" позволит расширить сферу ведения гражданской обороны в части реагирования на упомянутые виды опасностей, повысить эффективность осуществляемых мероприятий по гражданской обороне, направленных на защиту населения, материальных и культурных ценностей. С учетом предлагаемого изменения вносятся соответствующие корректировки и в иные статьи Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ.

Пунктом 3 законопроекта предлагается расширить положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ и предоставить право субъектам Российской Федерации осуществлять правовое регулирование в области гражданской обороны посредством принятия соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов.

При этом в соответствии с положениями подпункта 45 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к самостоятельным полномочиям субъектов Российской Федерации относится решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера. Тем самым, по мнению Комитета, предлагаемое изменение возражений не вызывает и соотносится с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, а также закрепит и в отраслевом федеральном законе возможность принятия соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны.

Вместе с тем, следует отметить, что к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов и городских округов относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и соответствующей территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23 части 1 статьи 14, пункт 21 части 1 статьи 15 и пункт 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Тем самым, по мнению Комитета, правовое регулирование в области гражданской обороны может также осуществляться и муниципальными правовыми актами, принимаемыми соответствующими органами местного самоуправления. В связи с чем, полагаем целесообразным дополнить пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ словами "муниципальными правовыми актами".

Пунктом 7 законопроекта предлагается дополнить для целей обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в военное время полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочием по определению перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне. Указанное изменение соотносится с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и не требует их корректировки.

Таким образом, проектируемые изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области гражданской обороны, совершенствование системы мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации.

Отмеченное Комитетом замечание может быть учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 702678-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (об уточнении полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны) с учетом высказанных замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.

 

Председатель Комитета

В.Б. Кидяев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.