Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 793245-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.2014 N 32-П и направлен на совершенствование соответствующего регулирования, устанавливаемого Уголовным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается изменение статей 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, с тем чтобы исключить граждан из состава возможных потерпевших по ст. 159.4 указанного преступления. Это будет способствовать выполнению требований Конституционного Суда Российской Федерации и соблюдению принципа равенства, баланса интересов и большей защите граждан, изначально находящихся в менее защищенном правовом положении.
В целях соблюдения позиций Конституционного Суда Российской Федерации также уменьшается на один год максимально возможное наказание, предусмотренной частью третьей статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (за совершение деяния в крупном размере) - до 5 лет лишения свободы. Одновременно увеличивается на один год размер максимально возможного наказания по части третьей статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (за совершение деяния в особо крупном размере) - до шести лет лишения свободы. Указанные изменения корректируют категории данных преступлений, которые становятся соответственно преступлениями средней тяжести (крупный размер) и тяжкими преступлениями (особо крупный размер), что способствует увеличению защиты потерпевших и реализации конституционного принципа равенства.
Выбор именно такой модели корректировки регулирования санкций, при которой в соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации вносятся минимальные изменения, обусловливается конституционными принципами.
Признание Конституцией Российской Федерации правовым государством, функционирующим на основе верховенства права, предполагает формирование законодателем условий для правовой определенности, необходимой для надлежащей защиты прав граждан. В международной практике принцип правовой определенности называется фундаментальным аспектом верховенства права (см. Постановление Европейского Суда по правам человека от 09.04.2009 по делу "Эдуард Чистяков против Российской Федерации"). Признание принципа правовой определенности содержится и в Декларации Совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи ООН о верховенстве права на национальном и международном уровнях (24.09.2012, Нью-Йорк), в соответствии с которой принцип верховенства права предполагает "справедливую, стабильную и предсказуемую юридическую основу", необходимую для устойчивого и равноправного развития, экономического роста и т.д.
Из общеправового принципа правовой определенности, как отмечал Конституционный Суд РФ, вытекает принцип стабильности правового регулирования (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П).
Основываясь на указанных позициях, Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал существенность принципа поддержания доверия к закону и действиям государства (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 14.05.2013 N 9-П и др.). Указывал он и на неотъемлемую необходимость обеспечения в России взаимного доверия и уважения граждан и государства (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П).
Состав специализированного мошенничества в области предпринимательской деятельности был введен законодателем лишь в 2012 году. Как установил Конституционный Суд Российской Федерации, указанный состав нарушил некоторые конституционные права граждан. Однако его полная отмена, равно как и выбор модели с корректировкой только статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая бы предусматривала гораздо большее изменение ее санкций, в наименьшей степени способствовала бы реализации названных конституционных принципов правовой определенности, стабильности правового регулирования и поддержания доверия к власти и праву. Это в определенной степени показало бы непоследовательность законодателя, его отказ в короткий срок после их формализации от собственных позиций, что способствовало бы снижению доверия к нему.
В этих условиях, с учетом указанных конституционных принципов, необходимо избрать именно "минималистическую" модель, позволяющую, с одной стороны, реализовать позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а с другой - вносить в соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ минимально возможные изменения, что и предполагается настоящим законопроектом.
В целом законопроект направлен на более корректное и соответствующее требованиям Конституции Российской Федерации регулирование мошенничества в сфере предпринимательской деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.