Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
Актуальность задачи повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ сомнений не вызывает. Вместе с этим сформулированные в законопроекте нормы об уголовной ответственности имеют существенные недостатки правового и юридико-технического характера.
Законопроектом предлагается предусмотреть в статьях 160, 163, 174, 174.1, 175, 209, 210, 285, 286, 290, 291.1, 294, 296 и 300 особо квалифицирующий признак преступления "совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения, если такое деяние связано с организацией, пособничеством, подстрекательством или исполнением преступлений, предусмотренных статьями 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1 УК РФ", установив повышенную ответственность за такие деяния вплоть до пожизненного лишения свободы. При этом одновременно предлагается ужесточить, также вплоть до пожизненного лишения свободы, наказание за деяния, предусмотренные статьями 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1 УК РФ, если они совершены лицом с использованием своего служебного положения.
Следует отметить, что введение в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание, в статьи 160, 163, 174, 174.1, 175, 209, 210, 285, 286, 290, 291.1, 294, 296 и 300 признака преступления, свидетельствующего о том, что указанные деяния совершены лицом с использованием своего служебного положения и сопряжены с преступлениями, предусмотренными статьями 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1 УК РФ, невозможно без мотивированного обоснования, основанного на анализе практики рассмотрения дел указанной категории, в том числе данных, как минимум, свидетельствующих о распространённости совершения этих деяний в совокупности. Однако в пояснительной записке к законопроекту подобных обоснований не приведено.
Конструкция рассматриваемого квалифицирующего признака представляется непродуманной. В частности, непонятны причины, по которым в перечень преступлений, предусмотренный квалифицирующим признаком, включена статья 228.3 УК РФ при отсутствии в нём статьи 228 УК РФ.
По нашему мнению, реализация законопроекта повлечёт сложности толкования указанного квалифицирующего признака и правоприменения новых особо квалифицированных составов, а также приведёт к избыточной криминализации и пенализации деяний.
Предложение законопроекта об увеличении сроков наказания в виде лишения свободы вплоть до максимальных и об установление наказания в виде пожизненного лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1 УК РФ, если они совершены лицом с использованием своего служебного положения, нарушит сложившуюся систему дифференциации уголовной ответственности (наказания) и не будет соответствовать принципу справедливости наказания (статьи 6 и 43 УК РФ). Однако в рассматриваемом законопроекте эти обстоятельства не учтены.
С учётом изложенного представленный законопроект не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 21 ноября 2014 г. N 2-ВС-5505/14 на проект федерального закона N 793807-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, если такие деяния связаны с организацией, пособничеством, подстрекательством или исполнением преступлений, предусмотренных статьями 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также невозможности наказания в виде условного осуждения и условно-досрочного освобождения за такие преступления"
Текст отзыва официально опубликован не был