Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
на проект федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Президентом РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел проект федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации и отмечает:
Законопроектом предлагается создать межведомственную систему контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ). В рамках указанной системы предлагается создание института уполномоченных банков, через которые будут проходить все расчеты по ГОЗ. По каждому государственному контракту указанные банки будут открывать головным исполнителям и исполнителям отдельные банковские счета (далее - отдельный счет).
Для контроля движения денежных средств по отдельным счетам предлагается ввести понятия:
"сопровождаемая сделка" - государственный контракт, а также совокупность всех контрактов в рамках кооперации в целях его исполнения;
"идентификатор государственного контракта" - уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту, который необходимо будет указывать во всех контрактах заключенных для исполнения государственного контракта, а также в банковских платежных документах при осуществлении расчетов по ГОЗ в рамках всей кооперации.
Правовой режим использования отдельного счета предполагает ограничения на списание денежных средств с такого счета.
Законопроектом предлагается ввести обязанность головного исполнителя вести реестр всей кооперации в рамках каждой сопровождаемой сделки, в том числе собирать информацию о заключенных исполнителями контрактах и осуществляемых исполнителями расчетах.
Кроме того, законопроектом предлагается создать единую информационную систему о расчетах по ГОЗ, которая будет находиться в ведении Минобороны России и содержать всю совокупность информации о расчетах по ГОЗ.
Также предлагается установить новые или уточнить существующие права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя, уполномоченного банка и федерального органа в области обороны в сфере ГОЗ. При этом федеральному органу в области обороны и государственным заказчикам в целях исполнения обязанностей по контролю за целевым использованием бюджетных ассигнований на оплату поставок по ГОЗ будет предоставлено право доступа к информации налоговых органов, таможенных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и кредитных организаций, которая содержит налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, а также персональные данные.
Законопроектом предлагается предоставить право государственному заказчику получать из федерального бюджета бюджетные ассигнования в размере сумм, которые были уплачены головными исполнителями или исполнителями в федеральный бюджет в виде штрафов за нарушения законодательства в сфере ГОЗ.
Законопроектом предлагается исключить статью 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) и дополнить его двумя главами, посвященными государственному контролю (надзору) в сфере ГОЗ и порядку рассмотрения дел о нарушениях в сфере ГОЗ с подробным описанием функций и полномочий контролирующего органа, прав работников контролирующего органа, порядка проведения проверок и истребования документов при их проведении, порядка оформления результатов проверок, а также порядка создания и деятельности комиссии по рассмотрению дел о нарушении законодательства в сфере ГОЗ.
В целях реализации указанных изменений предлагается внести изменения в следующие федеральные законы:
- Федеральный закон от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в части отнесения к банковской тайне информации об операциях по отдельным счетам;
- Федеральный закон от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части включения операций по отдельным счетам в перечень операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части установления особенностей государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ;
- Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) в части исключения из сферы его действия вопросов, связанных с открытием в уполномоченном банке отдельного счета и заключением с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП) в части уточнения действующих составов административного правонарушения, а также установления новых:
за нарушение должностным лицом головного исполнителя или исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по ГОЗ, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом или контрактом;
за ликвидацию или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по ГОЗ;
за действия (бездействие) головного исполнителя или исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по ГОЗ, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по ГОЗ;
за включение головным исполнителем или исполнителем в себестоимость продукции по ГОЗ затрат, не относящихся к производству такой продукции;
за совершение уполномоченным банком операций по счету, открытому головному исполнителю или исполнителю для осуществления расчетов по ГОЗ, проведение которых по такому счету не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере ГОЗ;
за воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ГОЗ, или должностных лиц его территориальных органов по проведению проверок или уклонение от проверок;
Кроме того, изменениями в КоАП предлагается ввести новый вид административного штрафа для юридических лиц - в двукратном размере суммы включенных в себестоимость продукции по ГОЗ затрат, не относящихся к производству такой продукции.
Комитет поддерживает необходимость повышения прозрачности ценообразования в сфере ГОЗ, сокращения масштабов нецелевого использования бюджетных средств в рамках ГОЗ и создание условий для предотвращения хищений бюджетных средств.
В тоже время, по мнению Комитета, концепция законопроекта предусматривает жесткие меры государственного контроля в сфере ГОЗ, которые могут существенно повлиять на хозяйственную деятельность предприятий, сроки заключения государственных контрактов, сроки их исполнения и цену продукции по ГОЗ.
В целях реализации положений законопроекта без ущерба для выполнения основной задачи ГОЗ по качественной и своевременной поставке продукции (работ, услуг) для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также для устранения возможного двойного толкования отдельных положений законопроекта существует необходимость его доработки.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции. Указанное положение позволяет головному исполнителю включать на этапе обоснования цены государственного контракта в состав исполнителей организации, с которыми только планируется заключение контракта.
В дополнение к указанному положению законопроектом предлагается возложить на головного исполнителя обязанность по ведению реестра кооперации и его актуализации с использованием идентификатора контракта в рамках одной сопровождаемой сделки (т.е. государственному контракту). За неисполнение обязанности по актуализации реестра кооперации законопроектом предполагается установление гражданско-правовой ответственности в рамках государственного контракта. В случае если у предприятия несколько государственных контрактов, то соответственно необходимо будет вести несколько реестров кооперации.
Порядок ведения реестра кооперации и его актуализации предлагается определять Правительству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ головной исполнитель это юридическое лицо, заключившее государственный контракт с государственным заказчиком. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, будет являться лицо, заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 законопроекта "реестр кооперации" это информация об исполнителях, входящих в кооперацию головного исполнителя, при этом в соответствии с пунктом "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком и исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем или исполнителями.
Обращаем внимание, что понятия "головной исполнитель, заключающий государственный контракт" и "исполнители, заключающие контракты" не имеют юридически корректных определений, создадут внутренние противоречия положений Федерального закона N 275-ФЗ и при их определенном толковании позволят требовать включения в реестр кооперации организаций, которые еще не заключили контракты с головным исполнителем или исполнителем.
По нашему мнению, включение в официальный реестр кооперации организаций фактически не являющихся исполнителями по ГОЗ необоснованно и может противоречить положениям Федерального закона 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона N 223-ФЗ в части установленных процедур отбора поставщиков.
Учитывая изложенное, полагаем, что в состав реестра кооперации, могут входить только исполнители, заключившие контракты.
При этом обращаем внимание что, например, кооперация первого уровня при строительстве АПЛ может включать сотни предприятий, а каждый последующий уровень кооперации может увеличивать перечень предприятий на порядок. В таких условиях корректное ведение реестра кооперации головным исполнителем по всей цепочке кооперации выглядит нереализуемым, особенно при наличии договорных отношений у головного исполнителя только со своими исполнителями. Обязанность по ведению реестра кооперации без законодательно установленных ограничений по уровню кооперации потребует существенного увеличения расходов головного исполнителя, которые в конечном итоге приведут к удорожанию продукции по ГОЗ.
В тоже время, в связи с предлагаемым введением отдельного счета и идентификатора государственного контракта полагаем, что уполномоченные банки в рамках существующих в банках информационных систем могут по указанному идентификатору (т.е. государственному контракту) составить любой аналитический документ, в том числе и реестр кооперации, а также актуализировать его сразу после поступления распоряжения о перечислении средств, которое также будет содержать указанный идентификатор, что позволит снять с головного исполнителя обязанность по ведению и актуализации реестра кооперации. Учитывая изложенное, предлагаем рассмотреть возможность возложения обязанности по ведению реестра кооперации и его актуализации на государственного заказчика или уполномоченный банк или на единую информационную систему о расчетах по ГОЗ, при этом возложив на головных исполнителей и исполнителей обязанность передавать в уполномоченный банк или единую информационную систему о расчетах по ГОЗ информацию о заключенных непосредственно ими договорах и контрагентах в рамках кооперации.
2. Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон N 275-ФЗ новой главой 3.1 "Банковское сопровождение".
Подпунктом "г" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается определить понятия:
"отдельный счет" - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по ГОЗ в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта в рамках одной сопровождаемой сделки;
"банковское сопровождение сопровождаемой сделки" - это осуществление уполномоченным банком в рамках сопровождаемой сделки мониторинга расчетов, контроля распоряжений, передачи данных, предоставления информации и совершения иных действий. При этом законопроектом предлагается установить, что банковское сопровождение будет осуществляться уполномоченным банком безвозмездно.
В соответствии с пунктом "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта головной исполнитель будет выбирать уполномоченный банк, а исполнители будут открывать отдельные счета на каждый государственный контракт и контракт в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.
Следует отметить, что Минобороны России заключается ежегодно тысячи государственных контрактов, что по оценочным данным может привести к необходимости у предприятий промышленности открыть и обслуживать дополнительно сотни тысяч отдельных банковских счетов. Например, если головное предприятие заключило 10 государственных контрактов, то предприятие, поставляющее ему однотипную продукцию для всех 10 государственных контрактов, должно будет в силу закона открыть вместо одного счета 10 отдельных счетов и далее по кооперации количество открытых отдельных счетов будет только расти. При этом обращаем внимание, что в понятие банковское сопровождение сопровождаемой сделки не входит открытие и обслуживание отдельных счетов, соответственно, указанные действия будут осуществляться уполномоченными банками за плату, что в конечном итоге вместе с дополнительными собственными затратами предприятий промышленности на администрирование отдельных счетов приведет к увеличению стоимости продукции по ГОЗ. Предлагаем рассмотреть возможность включения действий уполномоченных банков по открытию и обслуживанию отдельных счетов в состав понятия банковское сопровождение сопровождаемой сделки.
Кроме того, исполнители по ГОЗ участвуют не только в ГОЗ, но и имеют другие гражданско-правовые отношения и обязательства перед неуполномоченными банками по кредитным договорам. В такой ситуации требование к исполнителям об открытии счетов в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, может поставить исполнителя перед выбором или погасить все кредиты перед неуполномоченным банком и кредитоваться в уполномоченном банке или отказаться от поставок продукции по ГОЗ. В случае если исполнители будут переходить на обслуживание в уполномоченные банки, то в конечном итоге это приведет к удорожанию стоимости услуг таких банков из-за отсутствия альтернативы, что может противоречить антимонопольному законодательству и потребует проведения антимонопольных расследований. В случае отказов исполнителей от поставок продукции по ГОЗ это может сказаться на сроках исполнения обязательств по ГОЗ и качестве продукции, поставляемой по ГОЗ.
3. В рамках новой главы 3.1 "Банковское сопровождение" предлагается установить режим использования отдельного счета. Денежные средства с отдельного счета могут быть списаны только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта и только на такой же отдельный счет (т.е. перечислены исполнителю за поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг) за исключением:
- уплаты налогов и сборов;
- оплаты расходов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию;
- перечисления прибыли, в размере, не превышающем размера, указанного в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" ("формула 20+1") (далее - постановление Правительства N 407);
- оплаты иных расходов на сумму не более одного миллиона рублей в месяц.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести прямой запрет на совершение целого ряда операций по отдельному счету, в том числе:
- возврат сумм займов (кредитов) и процентов по ним;
- приобретение иностранной валюты.
Отдельные счета подлежат закрытию после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются ограничения, предусмотренные законопроектом (предлагаемая законопроектом часть 2 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ).
Фактически положения законопроекта распространяются только на авансы по ГОЗ и не регламентируют распоряжение денежными средствами положенными головному исполнителю и исполнителю после исполнения государственного контракта, кроме того, при закрытии отдельного счета все остатки по такому счету также поступают в полное распоряжение головного исполнителя или исполнителя. Во избежание возможных толкований положений законопроекта предлагаем прямо указать на это в тексте законопроекта.
В связи со значительным увеличением для предприятий промышленности затрат, связанных с администрированием новых обязанностей, предусмотренных законопроектом, предлагаем рассмотреть возможность увеличения норм прибыли, установленных постановлением Правительства N 407, и разрешенных к списанию с отдельного счета. Кроме того, требует уточнения возможность поэтапного списания прибыли с отдельных счетов (предлагаемый законопроектом подпункт "в" пункта 2 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ).
Также обращаем внимание, что запрет на возврат сумм займов (кредитов) и процентов по ним с отдельного счета не учитывает сложившуюся практику исполнения ГОЗ и может негативно сказаться на выполнении ГОЗ вплоть до остановки выполнения государственного контракта при отсутствии авансов по ГОЗ. Например, при неполном или несвоевременном авансировании государственных контрактов предприятия промышленности с учетом длительности производственного цикла и ограниченными сроками исполнения обязательств вынуждены привлекать кредитные и использовать собственные средства на создание опережающих заделов. В тоже время положения предлагаемой законопроектом статьи 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ не позволят использовать средства ГОЗ на возмещение произведенных затрат.
Указанная проблема также актуальна и для государственного заказчика по долгосрочным контрактам, так как в случае отсутствия бюджетных средств на очередной год он не сможет предложить предприятиям иные варианты решения проблемы, кроме остановки производства, а возобновление производства будет дороже, чем выплата процентов по кредитам из средств ГОЗ. При этом пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается авансирование по ГОЗ перенести из обязанности государственного заказчика в его права, однако при этом отсутствие авансирования не освобождает головного исполнителя от выполнения обязательств по ГОЗ. Данное изменение является попыткой понизить уровень ответственности государственного заказчика в рамках ГОЗ, однако, по нашему мнению, государственный заказчик должен нести перед государством солидарную ответственность с исполнителями за конечный результат при производстве продукции по ГОЗ. Предлагаем сохранить авансирование по ГОЗ в разделе обязанностей государственного заказчика.
Не учтена в законопроекте и получающая распространение в рамках реализации мер по развитию государственно-частного партнерства практика выполнения опытно-конструкторских работ (далее - ОКР) за счет собственных и привлеченных средств предприятий.
Требует дополнительного обсуждения вопрос соотнесения режима отдельного счета и требований части 7 статьи 6 Федерального закона N 275-ФЗ, в рамках которой устанавливаются квоты обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов. На практике могут возникнуть противоречия при оптовых закупках материалов (особенно металла) при которых по требованию поставщиков, основанных на особенностях изготовления, поставки производятся в объемах, существенно превышающих потребности по одному государственному контракту (контракту), что однозначно будет восприниматься контролирующим органом как нецелевое использование денежных средств.
Учитывая изложенное, предлагаем рассмотреть возможность использования средств ГОЗ, перечисленных на отдельный счет, на компенсацию затрат, понесенных предприятием на создание опережающих заделов и выполнение ОКР по согласованию с государственным заказчиком или коллегией Военно-промышленной комиссии, а также более детально регламентировать в законопроекте вопросы финансирования при государственном бронировании важнейших видов материально-технических ресурсов.
Аналогичная ситуация складывается и с запретом приобретения валюты с отдельного счета. Указанный запрет не позволит закупать импортные комплектующие в рамках ГОЗ. В случае если такие закупки необходимы, то целесообразно в законопроекте предусмотреть возможность покупки иностранной валюты для оплаты импортных комплектующих, например, по согласованию с государственным заказчиком или коллегией Военно-промышленной комиссии.
Неурегулированными законопроектом остаются вопросы порядка финансирования по отдельным государственным контрактам косвенных расходов, которые не могут быть отнесены на себестоимость продукции по одному государственному контракту прямым путем (общепроизводственные и общехозяйственные расходы предприятия (далее - общие расходы).
Действительно, в части общих расходов предприятия, предложенная законопроектом система отдельных счетов позволит контролирующему органу и государственному заказчику отслеживать порядок и нормативы списания предприятием своих общих расходов на конкретный контракт. На практике это приведет к необходимости оплаты, например, энергоресурсов по выставленному предприятию общему счету траншами с разных отдельных счетов, а также потребует, по меньшей мере, на уровне государственного заказчика установления нормативов распределения общих расходов предприятия между конкретными контрактами. Вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что частью 3 проектируемой статьи 8 законопроекта установлен запрет на включение в себестоимость продукции затрат, не относящихся к ее производству, а изменениями в КоАП предусмотрен административный штраф в двукратном размере суммы таких затрат.
Предусмотренным законопроектом подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ, предлагается разрешить головным исполнителям и исполнителям оплачивать с отдельного счета общие расходы на сумму не более одного миллиона рублей в месяц, однако для ряда головных исполнителей указанная сумма незначительна, поэтому данный пункт для них не будет иметь практического значения. Предлагаем рассмотреть возможность повышения суммы разрешенных списаний с отдельного счета для головных исполнителей до уровня, который позволит решать текущие вопросы распределения общих расходов головных исполнителей без процедур банковского контроля, например, увязав размер указанной суммы с ценой государственного контракта.
Тем более, что это не освобождает головных исполнителей от административной ответственности за включение в себестоимость продукции затрат, не относящихся к ее производству.
Кроме того, необходимо дополнительно рассмотреть вопрос возможных противоречий между предложенными законопроектом изменениями (предлагаемая законопроектом статья 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ) и положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансового результата.
4. В соответствии с предлагаемыми законопроектом пунктами 1 и 2 части 1 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ уполномоченные банки вправе получать сведения о государственных контрактах и контрактах, банковское сопровождение которых они осуществляют, а также акты приема-передачи товара и другие документы. В соответствии с предлагаемыми законопроектом пунктом 11 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ головной исполнитель и исполнитель обязаны передавать в уполномоченный банк подробную информацию о составе кооперации (полное наименование, местонахождение, почтовый адрес, телефоны руководителей и др.).
После вступления в силу положений законопроекта уполномоченные банки будут обладать информацией, которая по совокупности может быть отнесена к особой важности и совершенно секретным сведениям (в частности, пункты 18, 19, 35, 53 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203). Таким образом, принятие законопроекта потребует дополнительных расходов на обеспечение мероприятий по защите сведений составляющих государственную тайну в уполномоченных банках и контролирующем органе.
В условиях требований по защите государственной тайны в рамках законопроекта не учитывается отсутствие на большинстве предприятий ОПК защищенных линий передачи информации в системе "банк-клиент" и необходимых аппаратных средств и программного обеспечения. Кроме того, в существующей практике закупок вооружений, военной и специальной техники исполнители нижестоящих уровней, как правило, не осведомлены в интересах какого конкретно образца вооружений они поставляют продукцию. Полное раскрытие данной информации потребует проведения дополнительных мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, а соответственно и дополнительных расходов федерального бюджета или непосредственно на указанные мероприятия или опосредованно через повышение стоимости продукции по ГОЗ.
Особую актуальность данный вопрос приобретает в отношении продукции по ГОЗ, государственным заказчиком которой выступает Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
В тоже время, финансово-экономическое обоснование к законопроекту содержит информацию о необходимости дополнительных расходов на указанные цели только в интересах Росфинмониторинга. При этом в соответствии с заключением Правительства Российской Федерации по законопроекту, указанные дополнительные расходы предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период. Заключение Правительства Российской Федерации может свидетельствовать о нерешенности вопросов дополнительного финансирования даже в рамках Росфинмониторинга. При этом по экспертным оценкам, на уровне предприятий расходы на выполнение положений законопроекта, в том числе и на обеспечение режима секретности, могут значительно возрасти, что объективно увеличит размер накладных расходов в цене поставляемой продукции и соответственно, расходы федерального бюджета на закупку продукции по ГОЗ.
5. В рамках банковского контроля уполномоченным банкам предоставляется право осуществления контроля распоряжений головного исполнителя и исполнителя ГОЗ на перевод денежных средств (предлагаемая законопроектом статья 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ). В рамках указанного контроля уполномоченный банк проверяет документы, закрытый перечень которых установлен частью 2 проектируемой статьи 8.5 законопроекта, а также имеет право отказать в принятии распоряжения к исполнению, если, по мнению уполномоченного банка, информация в распоряжении не соответствует требованиям законопроекта.
Аналогичный порядок применяется банками в настоящее время при контроле расходования заемщиком денежных средств целевых кредитов в рамках договорных отношений.
В тоже время в соответствии предлагаемой законопроектом частью 4 проектируемой статьи 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ уполномоченный банк вправе запросить любую дополнительную информацию у головного исполнителя и исполнителя для контроля распоряжений.
В соответствии с предлагаемой законопроектом частью 7 статьи 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ отказ в принятии распоряжения к исполнению не является основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности в отношении уполномоченного банка. Данная часть требует дополнительных пояснений, так как выполнение требований федерального закона и так не может рассматриваться основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности, а в случае нарушений требований федерального закона со стороны уполномоченного банка указанное положение освободит банк от ответственности.
Обращаем внимание, что, несмотря на наделение одного юридического лица - уполномоченного банка властными полномочиями по отношению к другому юридическому лицу, уполномоченный банк остается коммерческой структурой целью которой является получение прибыли, в том числе и за счет остатков по счетам. Во избежание возможного конфликта интересов предлагаем предлагаемые законопроектом части 4 и 7 статьи 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ исключить. Также предлагаем рассмотреть возможность установления административной ответственности уполномоченных банков не только за совершение операций по отдельному счету, проведение которых по такому счету не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере ГОЗ, но и за незаконный отказ в проведении операции по отдельному счету.
Предлагаемой законопроектом статьей 8.6 Федерального закона N 275-ФЗ законопроекта уполномоченным банкам будет предоставлено право приостанавливать операцию по отдельному счету. При этом операция по отдельному счету будет проводиться на основании распоряжения, которое будет проверяться уполномоченным банком в соответствии с предлагаемой законопроектом статьей 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ. Полагаем, что предлагаемая законопроектом статья 8.6 Федерального закона N 275-ФЗ избыточна, так как фактически уполномоченный банк будет приостанавливать операцию, которую сам разрешил.
6. Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за включение головным исполнителем или исполнителем в себестоимость продукции по ГОЗ затрат, не относящихся к производству такой продукции в двукратном размере суммы включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу таких затрат.
Для привлечения к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения контролирующий орган должен будет самостоятельно установить размер затрат, незаконно включенных в себестоимость продукции. При этом государственный заказчик в рамках гражданско-правовых отношений также имеет право в судебном порядке определить размер затрат, не относящихся к производству продукции по ГОЗ и взыскать их.
Полагаем, что в данном случае происходит дублирование гражданской и административной ответственности, а также происходит попытка переноса правоотношений в сфере ГОЗ из гражданско-правового регулирования в область административного права, когда в суды с целью восстановления нарушенных прав будет обращаться не государственный заказчик, а исполнители ГОЗ в рамках обжалования действий контролирующего органа. Указанный подход может содержать коррупционную составляющую.
В данной ситуации предлагаем рассмотреть возможность досудебного рассмотрения споров о нарушении законодательства в сфере ГОЗ с участием коллегии Военно-промышленной комиссии.
7. Сопроводительные документы к законопроекту не содержат информацию о нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, подлежащих принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт "в" статьи 105 Регламента Государственной Думы).
В тоже время в тексте законопроекта есть ссылки на необходимость принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений законопроекта. Такая ситуация, с учетом предлагаемой даты вступления в силу положений законопроекта - 1 июля 2015 года, по нашему мнению, не позволит предприятиям ОПК, в основном показавшим себя дисциплинированными исполнителями государственных контрактов, перестроить свою работу, что создаст предпосылки к нарушению законодательства в сфере ГОЗ.
Учитывая изложенное, предлагаем рассмотреть возможность переноса срока вступления в силу положений законопроекта или установления переходного периода для поэтапного вступления в силу положений законопроекта или предварительной реализации положений законопроекта в рамках одного или нескольких государственных контрактов в целях оценки последствий их применения.
Комитет рекомендует в целях доработки положений законопроекта создать при Комитете Государственной Думы по обороне, как ответственном по законопроекту, рабочую группу с привлечением представителей федеральных органов исполнительной власти, предприятий промышленности и экспертов.
Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает принятие проекта федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.