Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 14 мая 2015 г.
на проект федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части создания межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа),
внесенный Президентом РФ
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N Пр-2821 в части, касающейся реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года.
Изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на совершенствование правого регулирования отношений в сфере государственного оборонного заказа в части государственного контроля за его исполнением путем создания межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа. Создаваемая система будет содержать информацию о выполнении государственного оборонного заказа, его исполнителях, заключенных контрактах и взаиморасчетах сторон при их исполнении. Для обеспечения надежности и прозрачности взаиморасчетов при выполнении государственного оборонного заказа предусматривается установление банковского сопровождения расчетов между всеми участниками государственного оборонного заказа, повышение их ответственности за его надлежащее исполнение.
В целях реализации данного подхода, законопроектом предлагается:
ввести в понятийный аппарат Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) новые термины, такие как: "кооперация головного исполнителя", "уполномоченный банк", "сопровождаемая сделка", "расчеты по государственному оборонному заказу", "отдельный счет", "банковское сопровождение сопровождаемой сделки", "реестр контрактов", "реестр кооперации", "идентификатор государственного контракта" и другие;
уточнить основные понятия, используемые в 275-ФЗ: "исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу" и "контракт", а также основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя и исполнителя;
установить новый механизм оплаты работ по государственному оборонному заказу через создаваемый институт уполномоченных банков, а также механизм информационного обмена по расчетам;
установить основные права и обязанности федерального органа в области обороны, в введении которого будет находиться единая информационная система, содержащая информацию о расчётах по государственному оборонному заказу;
определить контрольные (надзорные) мероприятия в сфере государственного оборонного заказа с учетом проведенного перераспределения ведомственных полномочий во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств".
Помимо изменений в Федеральный закон N 275-ФЗ, которые составляют основную концепцию законопроекта, предлагается внести ряд сопутствующих изменений в следующие правовые акты:
Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности";
Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что принятие законопроекта позволит в целом обеспечить прозрачность движения бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, предотвратить необоснованное повышение цен при его выполнении, повысить эффективность осуществления контроля и надзора за их целевым и эффективным использованием.
Вместе с тем, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, при доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно уточнить следующие вопросы:
о возможности включения Счетной палаты Российской Федерации, являющейся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), в том числе за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, в состав участников межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа;
о сохранении авансирования поставок продукции по государственному оборонному заказу государственным заказчиком в качестве его обязанности;
об определении порядка предоставления компенсаций государственному заказчику из федерального бюджета в размере дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
о режиме использования отдельного счета (приобретать иностранную валюту, оплачивать общие расходы на сумму не более одного миллиона рублей и др.);
о целесообразности распространения запрета на совершение головным исполнителем и исполнителями действий (бездействия), влекущих за собой необоснованное завышение цены продукции по государственному оборонному заказу и соответствующее введение административной ответственности за нарушение названного запрета, также на работы и услуги, выполняемые (оказываемые) по государственному оборонному заказу.
Кроме того, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что на период вступления данного Закона в силу запрет на совершение операций, связанных: с предоставлением займов (кредитов, ссуды), с возвратом сумм займов (кредитов) и процентов по ним, а также с предоставлением гарантий обеспечения исполнения обязательств, в том числе по государственному контракту, будет распространяться и на ранее подписанные контракты, под которые уже привлечены кредиты и выданы гарантии.
По мнению Комитета Государственной Думы по обороне, есть угроза, что данная нестыковка приведет к неисполнению предприятиями своих уже существующих обязательств перед банками по привлеченным кредитам, приостановке деятельности предприятий и срыву исполнения государственного оборонного заказа.
Также Комитет Государственной Думы по обороне согласен с мнением Правового управления Аппарата Государственной Думы и комитет-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по промышленности о необходимости уточнения проектируемых законопроектом понятий.
Комитет Государственной Думы по обороне обращает внимание, что создаваемая межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа должна быть максимально функциональной и обладать степенью защиты соответствующей обрабатываемой информации, предусмотренной нормами данного законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 764700-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.П. Комоедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.