Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 754388-6 "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 3 законопроекта физическое лицо вправе предоставить специальную декларацию об имуществе, в том числе получившее право собственности на такое имущество от номинального владельца в порядке, установленном законопроектом. В этом случае к декларации прилагается нотариально заверенная копия соглашения о передаче права собственности на имущество от номинального владельца декларанту (пункт 2 части 4 статьи 3). При этом в части 2 статьи 6 данное соглашение имеет другое наименование - соглашение о передаче имущества, заключенное между его номинальным владельцем в качестве передающей стороны и его фактическим владельцем в качестве принимающей стороны. Данные понятия требуется унифицировать.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4 законопроекта операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого освобождения, предлагаем рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, например в статью 217. Кроме того при совершении юридически значимых действий, к которым относится регистрация перехода права собственности, уплачивается государственная пошлина. Учитывая, что государственная пошлина по своей сути является компенсацией части затрат государственного органа при совершении юридически значимого действия, вопрос освобождения от нее, по нашему мнению, требует дополнительного обсуждения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 законопроекта декларант и (или) номинальный владелец освобождается от ответственности за налоговые правонарушения, совершенные при приобретении, использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также при совершении валютных операций и (или зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации.
Отношения, регулируемые статьей 6 законопроекта и описываемые в его других статьях, с юридической точки зрения являются специальным инструментом управления активами под названием доверительная собственность (траст), применяемым в государствах, законодательство которых основано на английской правовой системе: Англия, США, Гонконг, Кипр. Данный институт принципиально отличается от российского доверительного управления имуществом. Стороны этих отношений называются не "номинальный владелец" и "фактический владелец", а учредитель, доверительный собственник, бенефициар, протектор (иногда). Правовое положение владельца имущества не устанавливается прилагательными "номинальный", "фактический".
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.