Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 682349-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной и другими, а также членом Совета Федерации С.Е. Рыбаковым
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 682349-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) и сообщает свое заключение.
Проект федерального закона направлен на совершенствование законодательного регулирования деятельности в границах исторических поселений в целях обеспечения сохранности исторического облика таких поселений и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия), Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
На достижение указанных целей направлено положение подпункта "а" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающее дополнение определенного статьей 59 Федерального закона об объектах культурного наследия состава предмета охраны исторического поселения объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) и выявленными объектами культурного наследия.
Данная мера позволит распространить на такие объекты положение пункта 7 статьи 60 Федерального закона об объектах культурного наследия, предусматривающее, что предметом согласования органами охраны объектов культурного наследия генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных для исторических поселений, является соответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения.
Документом, аккумулирующим необходимую информацию об историческом поселении, его предмете охраны, границах, является историко-культурный опорный план, с учетом которого осуществляется подготовка правил землепользования и застройки для исторического поселения.
Вместе тем, Федеральным законом об объектах культурного наследия не предусмотрено его утверждение уполномоченным органом власти, что может провоцировать внесение в него необоснованных изменений с дальнейшей возможностью причинения вреда предмету охраны исторического поселения новым строительством. Во избежание данной угрозы подпунктами "б" и "в" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона предложено отнести к компетенции соответствующих органов охраны объектов культурного наследия утверждение историко-культурного опорного плана.
В целях предотвращения строительства зданий и сооружений, диссонирующих с исторически ценными градоформирующими объектами, а также объектов, которые могут нарушить планировочную структуру, сложившиеся панорамы исторического поселения, композицию и силуэт застройки исторического поселения, положения законопроекта предусматривают наделение органов охраны объектов культурного наследия полномочиями по утверждению требований к градостроительным регламентам в границах исторических поселений, а также по согласованию архитектурных решений объектов нового строительства.
При этом пунктом 2 статьи 3 проекта федерального закона предлагается ввести административную ответственность за нарушение градостроительных регламентов в границах исторического поселения, что представляется существенной мерой для обеспечения сохранности предмета охраны такого поселения.
Предусмотренное положением пункта 4 статьи 1 законопроекта отнесение исторических поселений, включенных в перечень исторических поселений, утвержденный приказом Минкультуры России N 418 и Минрегионразвития России N 339 от 29 июля 2010 года, к историческим поселениям федерального значения позволит легитимизировать правовой статус указанных в приказе населенных пунктов в качестве исторических поселений и, соответственно, распространить на них требования к градостроительной деятельности, предусмотренные Федеральным законом об объектах культурного наследия и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На обеспечение сохранения композиции и силуэта застройки исторического поселения, его панорам направлено положение подпункта "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта, предусматривающее разработку градостроительных регламентов за пределами границ исторического поселения, включающую определение точек (секторов) раскрытия панорам, составляющих предмет охраны исторического поселения.
Положения законопроекта направлены на обеспечение сохранности исторических поселений России и поддерживаются Комитетом по культуре.
Вместе с тем, ряд положений проекта федерального закона нуждаются в уточнении.
Так, следует соотнести положения статьи 48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускающие требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные указанным Кодексом, с положением проектируемого законопроектом пункта 9 статьи 60 Федерального закона об объектах культурного наследия, согласно которому раздел проектной документации "архитектурные решения" объектов капитального строительства, планируемых к размещению в границах исторического поселения, подлежит согласованию соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Комитет по культуре полагает, что статьи 9 и 92 Федерального закона об объектах культурного наследия, устанавливающие полномочия органов охраны объектов культурного наследия, следует дополнить полномочиями, предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 2, а также пунктом 3 статьи 1 законопроекта.
Следует также устранить ошибку юридико-технического характера в пункте 3 статьи 3 проекта федерального закона, предусматривающим внесение изменений в статью 7.15 "Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменив в нем слова "Статью 7.15 изложить в следующей редакции" словами "Абзац первый части 1 статьи 7.15 изложить в следующей редакции", сохранив без изменений действующую редакцию частей 2 и 3 данной статьи Кодекса.
Указанные замечания могут быть устранены при подготовке проекта федерального закона ко второму чтению.
Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона N 682349-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Заместитель Председателя Комитета |
З.М. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.