Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 682349-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности в границах исторического поселения),
внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 января 2015 года (протокол N 219, пункт 56) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 682349-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности в границах исторического поселения), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой и другими.
Проект направлен на установление дополнительных правовых механизмов защиты облика исторического поселения посредством введения положений об обязательности утверждения уполномоченными органами охраны объектов культурного наследия требований к градостроительным регламентам таких поселений, а также за пределами их границ в целях сохранения таких предметов охраны как исторические панорамы и т.п.
Проект также направлен на установление механизмов регулирования строительной деятельности в случаях осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства в границах исторических поселений, установление ответственности за их нарушение.
По мнению авторов, представленные изменения предназначены для установления превентивного контроля со стороны публично-властных органов охраны памятников истории и культуры при планировании строительства и реконструкции в исторических поселениях, отсутствие которого может привести к существенному искажению исторической застройки, так как даже при соблюдении установленных законодательством ограничений, сохраняется опасность нарушения исторического облика застройки.
Авторами предлагается изменить порядок согласования архитектурных решений проектов строительства и реконструкции в границах исторических поселений с целью определения их соответствия предмету охраны исторического поселения, что подразумевает дополнение состава документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, заключением уполномоченного государственного органа охраны объектов культурного наследия о соответствии строительных работ в границах территории исторических поселений требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия.
Также проектом предусматривается установление административной ответственности за нарушение градостроительных регламентов в границах территории исторического поселения.
Необходимо отметить, что подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 проекта, предлагается дополнить статью 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" положением о том, что особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении включает в себя разработку градостроительных регламентов за пределами границ исторического поселения в целях сохранения предметов охраны исторического поселения (композиции и силуэта застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; композиционно-видовых связей (панорам), соотношение природного и созданного человеком окружения), включающую в себя определение точек (секторов) основных видовых раскрытий панорам, составляющих предмет охраны исторического поселения.
Считаем, что при формулировании данного правила следует учитывать, что органы местного самоуправления обладают градостроительными полномочиями только в пределах границ собственных муниципальных образований.
В этой связи, полагаем, что рассматриваемая норма подпункта "а" пункта 3 статьи 1 проекта может быть уточнена добавочной формулировкой "в пределах границ муниципального образования" для предотвращения возможного "столкновения" полномочий на границах муниципальных образований при определении точек (секторов) основных видовых раскрытий панорам.
В целом, по мнению Комитета, предложенный порядок потребует проведения более глубокого анализа планируемых изменений архитектурного облика исторических поселений, что действительно может способствовать сохранности историко-культурного наследия России.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию проекта.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.