Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 714002-6 "О внесении изменений в раздел V.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка проведения налогоплательщиками симметричных корректировок налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков)), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в раздел V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, Соглашение о ценообразовании" части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Налоговый кодекс) ряд изменений, направленных, в том числе, на совершенствование процедур и порядка осуществления симметричных корректировок сторонами контролируемой сделки. В частности, законопроектом предлагается:
- соответствующие статьи раздела V.1 Налогового кодекса уточнить с точки зрения того, что в качестве последствий применения цены по сделке для целей налогообложения будет оцениваться также и ее влияние на размер убытка налогоплательщика, а также с точки зрения необходимости корректировки не только налоговой базы и сумм налогов, но и сумм убытков;
- снять ограничение срока, в течение которого ФНС России может быть вынесено решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также на частоту проведения указанной проверки в отношении одной сделки за один и тот же календарный год в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная;
- дополнить статью 105.18 Налогового кодекса положениями, регламентирующими порядок осуществления симметричных корректировок другими сторонами сделки в случае, если налогоплательщиком самостоятельно осуществлена корректировка налоговой базы и сумм налогов (убытка), а также иные процедурные вопросы, возникающие в процессе осуществления симметричных корректировок, в том числе в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после осуществления корректировки.
Учитывая, что законопроект направлен на уточнение положений Налогового кодекса, регулирующих вопросы осуществления симметричных корректировок налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, и отвечает интересам таких налогоплательщиков, его концепция поддерживается. В то же время ряд его положений нуждается в уточнении.
Пунктом 2 статьи 105.17 Налогового кодекса предусмотрено, что решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика.
Законопроектом предлагается не применять указанное ограничение в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная. При этом не учитывается, что для налогоплательщиков, являющихся стороной контролируемой сделки, не установлено иного, нежели предусмотренного подпункта 8 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса срока, в течение которого они должны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. В связи с этим, учитывая, что в отношении данной категории налогоплательщиков применяется указанная норма Налогового кодекса, устанавливающая общее требование об обеспечении сохранности указанных документов в течение четырех лет, предлагаемую законопроектом поправку необходимо соотнести с требованием указанной нормы Налогового кодекса.
Действующей редакцией пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса предусмотрено, что проведение проверки в отношении контролируемой сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период. Законопроектом предлагается указанное положение не применять в отношении налогового мониторинга. Однако, целесообразность данной поправки нуждается в дополнительном обосновании.
Представляется, что применительно к тем формам решений, которые в соответствии с пунктом 7 статьи 105.17 Налогового кодекса (в предлагаемой законопроектом редакции) могут быть приняты ФНС России по результатам рассмотрения заявления о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, необходимость детализации процедур их принятия и информирования налогоплательщиков нуждается в дополнительном обсуждении.
В частности, в дополнительном обсуждении нуждается вопрос о необходимости принятия самостоятельного решения о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок и решения об информировании другой стороны сделки о приостановлении срока для выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок (в строго определенном порядке и по установленной форме), а также о необходимости последующего уведомления другой стороны контролируемой сделки о принятии соответствующего решения вместо обеспечения выдачи ей указанного уведомления и обеспечения направления соответствующей информации в установленный срок.
Представляется, что предлагаемый статьей 105.18 Налогового кодекса механизм симметричных корректировок в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельной корректировки по сравнению с механизмом симметричной корректировки, осуществляемым на основании уведомления ФНС России о возможности симметричных корректировок, несет значительные налоговые риски для налогоплательщиков, являющихся другими сторонами сделок, как в связи с большими требованиями к перечню документов, представляемых ими одновременно с налоговой декларацией, так и в связи с необходимостью подтверждения ими осуществления иными сторонами контролируемой сделки действий, предусмотренных проектируемым подпунктом 2 пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса. При этом, учитывая, что законопроектом не определяется, каким образом одна сторона контролируемой сделки должна будет узнать о совершении этих действий иными сторонами сделки, а также не устанавливается обязанность всех сторон сделки по предоставлению документов иным ее сторонам для целей осуществления симметричных корректировок, предлагаемый механизм симметричных корректировок в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельной корректировки представляется труднореализуемым.
В связи с этим, предлагается дополнительно рассмотреть вопрос о возможности осуществления симметричных корректировок в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельной корректировки на основании соответствующих уведомлений налоговых органов (по аналогии с уведомлениями о необходимости обратных корректировок).
Пунктом 12 статьи 105.18 Налогового кодекса предусматривается приложение к уведомлению о необходимости обратных корректировок в связи с проведением налогоплательщиком самостоятельно корректировок в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Налогового кодекса расчета обратных корректировок, составленного в произвольной форме.
Указанная норма нуждается в уточнении, поскольку в случае осуществления налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налогов (убытков) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 Налогового кодекса у другой стороны контролируемой сделки не возникает обязанности по осуществлению обратной корректировки.
Статью 2 законопроекта целесообразно дополнить положениями, которые бы раскрывали, к каким правоотношениям и начиная с какого налогового периода будут подлежать применению нормы, предлагаемые законопроектом в части порядка осуществления симметричных корректировок.
Учитывая, что положения законопроекта направлены на улучшение положения налогоплательщиков, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 714002-6 "О внесении изменений в раздел V.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.