Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 822231-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" в части военнослужащих, выполнявших задачи в зоне вооруженного конфликта и условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан в 1992 году и 1993-1997 годах (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ).
Федеральным законом N 307-Ф3 предусматривалось, что право на получение статуса ветерана боевых действий будут иметь 23 тыс. граждан, привлекавшихся в Республике Таджикистан к выполнению боевых задач, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 1144 "О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации" (далее - Указ Президента N 1144).
Однако реализация закона показала, что за период с 1 января 2012 г. по 1 мая 2015 г. из 6 738 граждан, обратившихся за получением удостоверений ветерана боевых действий, в связи с выполнением боевых задач в Республике Таджикистан, статус ветерана был присвоен только 1 453 гражданам, в том числе на основании судебных решений. Речь идет исключительно о лицах, имеющих документы, косвенно подтверждающие их участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан (наградные листы, представления к награждению, справки о ранениях).
Это обусловлено тем, что указанная в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона N 307-ФЗ) формулировка "Боевые действия в Республике Таджикистан" не соотносится с формулировками Указа Президента N 1144 и иными нормативно-правовыми актами.
Военнослужащим, привлекавшимся в Республике Таджикистан к выполнению боевых задач, документы, подтверждающие их участие в боевых действиях, как правило, не оформлялись, а в их личных делах и военных билетах производилась запись о выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержания правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Вместе с тем указанные военнослужащие находились на территории Республики Таджикистан и выполняли боевые задачи в строгом соответствии с международными договорами, соглашениями и решениями органов государственной власти, в том числе на основании Указа Президента N 1144.
В этой связи законопроектом предлагается внести в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" изменение, соответствующее формулировкам, содержащимся в нормативных правовых актах, на основании которых военнослужащим, выполнявшим боевые задачи в Республике Таджикистан, делались записи в личных делах и военных билетах. Это позволит восстановить социальную справедливость и выдать удостоверения ветерана боевых действий основной массе военнослужащих, выполнявших воинский долг на территории Республики Таджикистан в период с сентября по ноябрь 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.
Следует отметить, что аналогичный подход к установлению статуса ветерана боевых действий уже реализован в отношении военнослужащих, выполнявших задачи на территории Республик Южная Осетия и Абхазия, которые определены не как "участие в боевых действиях", а, как "выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года" (Федеральный закон от 17 декабря 2009 года N 311-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах").
Законопроект подготовлен во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Д.А. Медведева от 9 октября 2013 года N ДМ-П4-7238ГДр, а также решения совещания у Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Д.А. Медведева от 19 мая 2015 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (в части военнослужащих, выполнявших задачи в зоне вооруженного конфликта и условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан в 1992 году и 1993-1997 годах) (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) предусматривалось, что право на получение статуса ветерана боевых действий будут иметь 23 тыс. военнослужащих, привлекавшихся в Республике Таджикистан к выполнению боевых задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 1144 "О мерах по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом N 307, начиная с 1 января 2012 г., федеральными органами исполнительной власти были выданы удостоверения ветерана боевых действий 1 452 военнослужащим.
Таким образом, реализация Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Федерального закона N 307, и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней, что подтверждается официальными ответами Минфина России и Минобороны России (прилагаются).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации не потребует.
Федеральным органам исполнительной власти потребуется внести изменения в следующие ведомственные нормативные правовые акты:
- приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации";
- приказ директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. N 588 "Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.