Досье на проект федерального закона
Глава 7 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее - Закон об автомобильных дорогах) установила правовые основы использования платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки.
Однако введение платы за проезд по автомобильным дорогам обострило проблему, заложенную еще при формировании "каркаса" федеральной дорожной сети в 50-70х годах XX века. Тогда шоссейные автодороги строились для соединения крупных городов без возможности их объезда*.
На данный момент высокая загруженность улично-дорожных сетей ряда населенных пунктов вынудила государство принимать меры для решения этой проблемы, что выразилось в финансировании строительства объездов таких населённых пунктов за счет средств государственного бюджета.
Такие объезды, в отличие от прочих транзитных дорог, оказывают ключевое воздействие на развитие жилых территорий, удовлетворение потребности жителей в комфортных условиях проживания, особенно в дорожно-транспортной инфраструктуре.
Однако существует практика, когда вводится плата за движение по таким автодорогам, а проезд через населенный пункт остается единственной альтернативой платной дороге. Водители автотранспортных средств (особенно тяжеловесных) в целях экономии продолжают пользоваться альтернативной дорогой, что создает массу проблем для жителей таких населенных пунктов. Фактически государственные затраты на строительство объездов не дают должного результата и остаются девальвированными. Ко всему прочему, это приводит и к дополнительным некомпенсируемым расходам на содержание местной транспортной инфраструктуры, обустройство улично-дорожных сетей, ухудшению экологической обстановки и др.
Так, на трассе М-4 "Дон" платные объезды уже стали причиной серьезного недовольства местных жителей (г. Воронеж, Задонск, Богородицк, Елец), такая же проблема актуализируется и на трассе М-11 "Москва-Санкт-Петербург" (г. Тверь, Торжок, Вышний Волочек и др.).
Представляется, что наиболее эффективным решением проблемы может стать запрет на ограничение свободного движения (в том числе в виде установления платы за проезд) по автодорогам, построенных для объездов населённых пунктов. В качестве примера результативности такого предложения можно привести Вышний Волочек, где на данный момент автотранспорт может осуществлять объезд города без оплаты, или Воронеж, где такая возможность была до февраля 2015 года.
В связи с этим предлагается запретить использование на платной основе участки автомобильных дорог общего пользования, построенных для объездов населенных пунктов.**
В этом случае все заинтересованные субъекты смогут избежать каких-либо потерь:
- государство снизит социальное недовольство граждан и решит проблемы с необходимостью дополнительного администрирования (например, с весовым контролем);
- населенные пункты избавятся от излишней загруженности улично-дорожных сетей;
- жители получат возможность неограниченного доступа к объездной автодороге, что обеспечит комфортные условия их проживания на территории населенного пункта;
- подрядные организации продолжат строительство проектов автомобильных дорог на тех же основаниях, что и раньше;
- организации, осуществляющие сбор платы за проезд по платным дорогам, смогут сохранить доходы на том же уровне за счет распределения и корректировки тарифа на подход и отход от объезда.
Таким образом, указанная инициатива позволит безболезненно повлиять на решение проблем прохождения альтернативных бесплатных маршрутов в границах населенных пунктов и окажет положительное влияние на социально-политическую ситуацию в регионах.
------------------------------
* Термины "объезд", "объезжать" употребляется в "Толковом словаре Ефремовой" в значениях (1) ехать вокруг кого-либо или чего-либо, (2) проезжать стороной, минуя что-либо.
** Отметим, что термин "объезд" уже используется в Законе об автомобильных дорогах. Так, статья 26 Закона об автомобильных дорогах устанавливает необходимую ширину придорожных полос с учетом перспектив их развития, в том числе для "... участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов ...".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.