Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предлагается восстановить правовую норму, ранее допускавшую возможность для инвалидов самостоятельной подготовки к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В".
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 5 ноября 2013 года, отменена правовая норма, допускающая самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категории "А" и "В" в объеме соответствующих программ.
В эту категорию попали также и инвалиды, многие из которых не в состоянии обучаться в автошколах по программам профессионального обучения.
Таким образом, на сегодняшний день данная категория граждан утратила возможность сдавать экзамены на получение права на управление транспортными средствами экстерном.
Необходимо отметить, что, по мнению экспертов, в настоящее время ни в Москве, ни в других субъектах Российской Федерации нет ни одной специализированной автошколы для инвалидов, а также отделения Государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения, приспособленного для сдачи экзаменов на получение права на управление транспортными средствами данной категорией граждан.
В тоже время в Российской Федерации сложилась многолетняя практика обучения инвалидов на получение права на управление транспортными средствами.
Так, например, в Москве в течение 24 лет обучение вождению инвалидов на автомобиле с ручным управлением проходило в Учебном центре инвалидов "Надежда", образованном при Московской городской организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".
Правила дорожного движения обучающиеся изучали самостоятельно, программа практического вождения автомобиля с ручным управлением проходилась в учебном центре с инструкторами. Окончившие курсы сдавали квалификационные экзамены по программе экстерн. Экзамены принимались выездной комиссией ГИБДД по месту обучения инвалидов. Это позволяло данной категории граждан реализовывать свое право на управление транспортными средствами.
Необходимо также принимать во внимание фактическую потребность в обучении инвалидов вождению автомобиля с ручным управлением.
По мнению экспертов, такая потребность в городе Москве составляет 40-50 человек в год.
В этой связи полагаем, что вопрос создания специализированных автошкол для лиц с ограниченными возможностями здоровья должен решаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом фактической потребности в обучении данной категории граждан.
При этом, в любом случае, должно быть восстановлено право инвалидов на самостоятельную подготовку с последующей сдачей экзаменов экстерном.
Надо отметить, что при современном уровне обучающих программ самостоятельное изучение Правил дорожного движения никаким образом не влияет на качество полученных знаний, которые вместе с практическими навыками будут комиссионно подтверждаться сотрудниками ГИБДД.
Таким образом, принятие данного проекта федерального закона позволит восстановить правовую норму, допускающую самостоятельную подготовку инвалидов, которым требуется установка ручного управления автомобилем и имеющих медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ профессионального обучения.
Это позволит также привести положения Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в соответствие с базовыми принципами Конвенции о правах инвалидов и правовыми нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направленными на защиту прав данной категории граждан.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.