Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новыми статьями 285.4 и 285.5, закрепив в них специальные составы преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Необходимость повышения эффективности борьбы с хищениями бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов сомнений не вызывает. Вместе с этим сформулированные в законопроекте нормы имеют существенные недостатки как теоретико-правового, так и юридико-технического характера.
В настоящее время уголовная ответственность за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов предусмотрена статьями главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против собственности". Для принятия решения о выделении указанных деяний в специальные составы преступлений требуется установить невозможность обеспечения защиты государственной собственности с помощью общих норм. При этом целесообразность такого законодательного предложения должна быть подтверждена специальными исследованиями и данными, свидетельствующими о неэффективности существующих средств защиты охраняемого уголовным законом объекта, в том числе о недостаточности действующих санкций, о соразмерности предлагаемых мер общественной опасности таких деяний. Однако в пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту подобное обоснование отсутствует. Высказанный авторами законопроекта аргумент о сложности доказывания по делам данной категории представляется явно недостаточным. Кроме того, дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации указанными статьями породит трудноразрешаемые проблемы конкуренции новых и ныне действующих норм.
Объединение в проектных статьях 285.4 и 285.5 УК РФ составов различных форм хищений по признаку их предмета не согласуется с принятыми в уголовно-правовой науке подходами к определению форм и видов хищения. При этом сам предмет преступления, предусмотренного указанными статьями, сформулирован не вполне удачно. В частности, с учётом концепции законопроекта требует дополнительной аргументации неотнесение к предмету преступления иных, кроме бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, видов государственного имущества.
Статьями главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации за хищение чужого имущества, в частности государственного имущества, в особо крупном размере, в зависимости от способа хищения, в том числе с учётом посягательства на дополнительный объект - жизнь и здоровье человека, максимальное наказание установлено в виде лишения свободы на срок, не превышающий пятнадцати лет. В то же время в санкциях проектных статей 285.4 и 285.5 УК РФ за хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов предлагается установить наказание вплоть до двадцати лет лишения свободы и пожизненного лишения свободы. Представляется, что введение особого режима уголовно-правовой охраны одного из видов государственной собственности, сопровождаемое существенным ужесточением наказания, не будет соответствовать конституционному принципу равной защиты различных форм собственности, а также принципу справедливости наказания, закреплённому в статьях 6 и 43 УК РФ.
В законопроекте не учтены также положения части первой статьи 57 УК РФ, согласно которой пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Рассматриваемые деяния на указанные объекты уголовно-правовой охраны не посягают, то есть критериям данной нормы не отвечают.
Исходя из содержания проектных статей, основным объектом в предусмотренных ими составах преступлений выступают отношения собственности, в связи с чем место их расположения - в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", определено неверно.
С учётом изложенного законопроект в представленной редакции не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 13 января 2015 г. N 2-ВС-49/15 на проект федерального закона N 834729-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Текст отзыва официально опубликован не был