Письмо Счетной палаты РФ от 16 июля 2014 г. N 01-2037/03-02
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 516713-6 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении порядка зачисления налога на доходы физических лиц), направленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 16 июня 2014 г. N 174), и на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" направляет свое заключение.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Председатель |
Т.А. Голикова |
Заключение
Счетной палаты РФ от 16 июля 2014 г. N ЗСП-303/03-02 на проект федерального закона N 516713-6 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 516713-6 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 16 июня 2014 г. N 174).
Законопроект, внесенный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, направлен на изменение порядка уплаты налога на доходы физических лиц.
В этих целях законопроектом предлагается дополнить статью 226 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 7.1, согласно которому если налогоплательщик проживает на территории того же субъекта Российской Федерации, где налоговый агент состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения, в том числе по месту нахождения своего обособленного подразделения, то совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается налоговым агентом по месту регистрации налогоплательщика.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Изменение действующего порядка уплаты налога на доходы физических лиц, предполагающее его перечисление налоговыми агентами в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту регистрации налогоплательщика при одновременном сохранении действующего порядка для тех лиц, которые не проживают на территории того субъекта Российской Федерации, где организация стоит на учете, усложнит администрирование налога для налоговых агентов, поскольку может потребоваться увеличение штатной численности их бухгалтерских подразделений, что, в свою очередь, приведет к дополнительным расходам, связанным с выполнением требований закона.
Обращаем внимание, что, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Отсутствие в предлагаемой норме соответствующих уточнений вносит правовую неопределенность и повлечет за собой неоднозначное применение на практике.
Кроме того, увеличится количество контрольных мероприятий со стороны территориальных налоговых органов, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, может привести к дополнительным расходам из федерального бюджета.
Следует учитывать, что, согласно статьям 56, 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 85 процентов, в бюджеты городских округов - по нормативу 15 процентов (в бюджеты поселений - 10 процентов, в бюджеты муниципальных районов - 5 процентов).
Вместе с тем из законопроекта не ясно, к какому именно уровню местного бюджета следует отнести уплаченные налоги на доходы физических лиц.
Необходимо отметить, что в законодательстве содержатся механизмы, позволяющие учитывать интересы муниципалитетов при распределении сумм налога на доходы физических лиц,
Так, согласно пунктам 2 и 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Счетной палаты РФ от 16 июля 2014 г. N 01-2037/03-02
Текст письма официально опубликован не был