Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(о зачислении торгового сбора, совершенствовании администрирования доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, государственного (муниципального) контроля),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), которые направлены на реализацию изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, совершенствование процедур администрирования доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, государственного (муниципального) контроля.
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), которыми предусмотрено введение института местных сборов. При этом часть вторая НК РФ дополнена положениями о торговом сборе, согласно которым в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения установления правовых оснований для зачисления доходов от торгового сбора в указанные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации нормами законопроекта в БК РФ предлагается внести в изменения, предусматривающие зачисление доходов от торгового сбора в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что в настоящее время по-прежнему наиболее трудным остается вопрос о необходимом и достаточном финансовом обеспечении деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Согласно статье 4 Федерального закона от 29 ноября N 382-ФЗ в муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона. В связи с этим перспективы расширения доходной базы местных бюджетов за счет введения местного торгового сбора остаются неопределенными. Поэтому, полагаем, что необходимо проработать вопрос о порядке и сроках введения местного торгового сбора на территориях муниципальных образований. Непонятно также, почему в отличие от городов федерального значения в законопроекте не вносятся аналогичные изменения в БК РФ, предусматривающие зачисление доходов от торгового сбора в бюджеты муниципальных образований.
Поэтому в целях расширения доходной базы местных бюджетов возможно проработать вопрос об использовании более широкой системы местных сборов за конкретную деятельность (местные сборы, подчеркнем, являются конституционно установленным институтом - часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации), которые могли бы равномерно зачисляться в бюджеты большинства муниципальных образований, не увеличивая при этом нагрузку на бизнес. Например, сбор на добычу общераспространенных полезных ископаемых (природного сырья) на территории муниципальных образований (песок, гравий, глина, торф, известняк и др.), сбор за использование местной символики, сбор на благоустройство, сбор за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки, за право на рекламу, курортный сбор. Данные меры смогут помочь муниципальным образованиям, в частности (что особенно важно) сельским поселениям, укрепить собственные финансовые возможности.
При этом предварительно необходимо провести анализ опыта практической реализации, оценку объемов и эффективности целевого использования поступлений средств от торговых сборов в местные бюджеты.
В целях урегулирования вопросов признания неуплаченных платежей в бюджет безнадежными к взысканию законопроектом предлагается дополнить главу 6 БК РФ новой статьей, устанавливающей перечень оснований для признания безнадежными к взысканию неуплаченных административных штрафов и иных платежей в бюджет, не являющихся налогами и сборами, таможенными платежами, страховыми взносами (например, в случаях смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет, признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника и т.д.).
Данные положения законопроекта позволят в указанных случаях администраторам доходов бюджетов прекратить инициирование взыскания неуплаченных юридическими и физическими лицами в установленный срок платежей, которые должны были в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации поступить в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект направлен на совершенствование условий осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и усиления его роли в бюджетном процессе. Законопроектом предлагается внести изменения, позволяющие органам государственного (муниципального) финансового контроля осуществлять контроль за:
- достижением главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты, целевых показателей (индикаторов) и заданных результатов их использования;
- соблюдением юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также государственных (муниципальных) контрактов;
- соблюдением юридическими лицами целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
Законопроектом уточняются положения статьи 236 БК РФ, устанавливающие требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться временно свободные средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Предполагается, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям, помимо тех, которые устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах".
Нормами законопроекта также предлагается внесение ряда других изменений в БК РФ, направленных на совершенствование бюджетного процесса и бюджетных правоотношений в Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.