Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 577574-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел проект федерального закона N 577574-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии" (далее - законопроект), внесённый депутатами Государственной Думы В.Т. Поцяпуном, М.Н. Гасановым, В.В. Гутеневым и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 3, 9, 20, 33 и 37 Федерального закона от 21.11.1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) и в статью 7 Федерального закона от 01.12.2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" по вопросам:
- введения понятия "отработавшего ядерного топлива";
- установления порядка формирования и ведения государственного реестра ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, эксплуатация которых по их функциональному назначению прекращена;
- установления статуса и порядка назначения Научного руководителя, Главного конструктора и Генерального проектировщика на предприятиях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Указанные вопросы относятся к компетенции Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и, безусловно, являются актуальными.
В тоже время, статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116) по вопросу исключения объектов использования атомной энергии из категории опасных производственных объектов. При этом состав и границы объектов использования атомной энергии, подлежащих исключению из категории опасных производственных объектов, предлагается определять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, статья 2 законопроекта предполагает синхронизацию норм действующего законодательства Российской Федерации и норм Конвенции Международной организации труда "О предотвращении крупных промышленных аварий" N 174, ратифицированной Федеральным законом от 30.11.2011 года N 366-ФЗ (далее - Конвенция N 174), снижения административных барьеров и устранения рисков двойного регулирования одного объекта - объекта использования атомной энергии. Необходимость такой синхронизации, в соответствии с пояснительной запиской, возникла в связи с тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Конвенции N 174 в сферу ее применения не входят ядерные объекты и предприятия по переработке радиоактивных веществ, за исключением тех установок на этих объектах и предприятиях, где используются нерадиоактивные вещества. При этом в соответствии с пояснительной запиской, Федеральный закон N 116-ФЗ исключений, предусмотренных Конвенцией N 174, не содержит.
Следует отметить, что в настоящее время, в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, объекты использования атомной энергии не относятся к опасным производственным объектам, однако те объекты (устройства, оборудование), которые входят в состав или находятся в границах объектов использования атомной энергии и при этом подпадают под критерии, установленные Приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, являются опасными производственными объектами независимо от того, используются они в работе с радиоактивными веществами или нет.
Статьей 2 законопроекта предлагается исключение из сферы применения Федерального закона N 116-ФЗ всех опасных производственных объектов (устройств, оборудования), входящих в состав или расположенных в границах объектов использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что также не в полной мере соответствует пункту 3 статьи 1 Конвенции N 174.
При этом следует учитывать, что в соответствии с действующим постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 1494, определение состава и границ объектов использования атомной энергии производится организацией, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии по своему усмотрению, а приложения к законопроекту не содержат сведений о необходимости внесения изменений в указанное постановление.
В этой связи распространение положений Конвенции N 174 и Федерального закона N 116-ФЗ на конкретные опасные производственные объекты (устройства, оборудование) ставится в зависимость от усмотрения организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, что вступает в противоречие с пунктом 4 статьи 1 Конвенции N 174, не допускающей произвольного исключения объектов повышенной опасности из сферы ее применения.
Кроме того, в законопроекте не учтено, что в случае исключения из сферы применения Федерального закона N 116-ФЗ опасных производственных объектов (устройств, оборудования), которые входят в состав или находятся в границах объектов использования атомной энергии, но не используются для работы с радиоактивными веществами, терминология и механизмы регулирования Федерального закона N 116-ФЗ будут к ним неприменимы, при этом иных нормативных правовых актов, регулирующих безопасность применения таких опасных производственных объектов (устройств оборудования) в настоящее время не существует.
Отдельно следует отметить, что предлагаемые статьей 2 законопроекта изменения требуют также внесения соответствующих изменений в пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ и статью 1 Федерального закона N 170-ФЗ, что законопроектом не предусмотрено.
Учитывая изложенное, полагаем, что для точного разграничения сфер применения Федерального закона N 116-ФЗ и Федерального закона N 170-ФЗ необходимо в Приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ четко и однозначно разграничить опасные производственные объекты и объекты (устройства, оборудование), которые работают с радиоактивной средой, а также непосредственно влияют на эксплуатационные параметры и состояние обеспечения ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии.
Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает принятие законопроекта N 577574-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.