Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 802242-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в целях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р, предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон) и Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон), направленные, в частности, на уточнение оснований и порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания, а также военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел в местах содержания под стражей с учетом соответствующих положений Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", регулирующих аналогичные вопросы.
Учитывая, что применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия непосредственно связано с применением в отношении гражданина государственного принуждения и, соответственно, с ограничением его конституционных прав и свобод, и в первую очередь - права на физическую неприкосновенность, существенно возрастает значение предписаний Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости соблюдения законодателем требований определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм (Постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 14 июля 2005 года N 9-П и другие). В данном случае речь идет о положениях, устанавливающих основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, неопределенность которых может повлечь произвольное применение таких мер при соблюдении лишь формальных условий, обосновывающих возможность их применения.
Так, одним из оснований применения физической силы и специальных средств проект предлагает считать их применение для пресечения нарушений режима содержания (проектные редакции пункта 1 части первой статьи 30 и пункта 2 части первой статьи 31 Закона).
В соответствии с частью первой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В местах содержания под стражей также устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 15 Федерального закона).
Несмотря на наличие в проекте положения, обязывающего сотрудника уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых они применяются, характера и силы оказываемого ими сопротивления, формально под такое основание, как нарушение режима содержания, подпадает любое нарушение соответствующих положений УИК РФ, Федерального закона, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей. При этом названным основанием по существу охватывается любое из оснований, перечисленных в других проектных пунктах частей первых статей 30 и 31 Закона.
Проектной редакцией пункта 7 части первой статьи 31 Закона предусматривается возможность применения специальных средств для задержания осужденного, лица, заключенного под стражу, и иного лица, если они могут оказать вооруженное сопротивление. Обращаем внимание, что согласно проектной части первой статьи 31.2 Закона нахождение на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов с огнестрельным оружием не допускается, а в соответствии с проектной частью третьей этой же статьи вооруженным сопротивлением признается сопротивление, совершаемое с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
При этом следует иметь в виду, что все виды оружия, боеприпасы, взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки, ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв, колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием, топоры, молотки и другой инструмент, входят в перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приказ Министерства юстиции России от 3 ноября 2005 года N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", приложение N 1). Частью четвертой статьи 25 и частью второй статьи 36 Федерального закона закреплено, что подозреваемым и обвиняемым запрещена передача и хранение при себе предметов и веществ, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей.
Таким образом, сам по себе факт наличия у осужденного или лица, содержащегося под стражей, таких предметов уже является нарушением режима содержания, допускающим в силу проектных редакций пункта 1 части первой статьи 30 и пункта 2 части первой статьи 31 Закона применение физической силы и специальных средств к указанным лицам и не требующим от сотрудника уголовно-исполнительной системы или места содержания под стражей оценивать возможность оказания вооруженного сопротивления со стороны этих лиц. В свою очередь, отказ выполнить требование о сдаче таких оружия и предметов помимо оснований, указанных в проектных пункте 1 части первой статьи 30, пунктах 2 и 7 части первой статьи 31 Закона, подпадает также под основания, предусмотренные проектными пунктом 4 части первой статьи 30, пунктом 3 части первой статьи 31, пунктом 5 части второй статьи 31.2 Закона.
Кроме того, из редакции названного пункта 7 части первой статьи 31 Закона не усматриваются какие-либо критерии, позволяющие сотруднику уголовно-исполнительной системы определить, что указанные лица могут оказать вооруженное сопротивление.
Положения проектных пунктов 9 и 10 части первой статьи 31 Закона полагаем необходимым объединить в один пункт, поскольку по своему содержанию они дублируют друг друга, о чем свидетельствует редакция пункта 12 части третьей этой же статьи, регулирующая применение специальных средств в случаях, предусмотренных пунктом 10 части первой статьи 31, однако использующая терминологию пункта 9 части первой статьи 31 Закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 12 части третьей" следует читать "пункта 12 части второй"
Проектной редакцией части пятой статьи 31.2 Закона устанавливается, что сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять огнестрельное оружие не только в случаях, предусмотренных этой статьей, но и в случаях, предусмотренных пунктами 3-5 части первой статьи 31 Закона. Между тем, пунктом 5 части первой статьи 31 Закона предусматривается случай, аналогичный указанному в пункте 3 части второй статьи 31.2 Закона.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.