Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 862162-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации или иные организации в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. При этом согласно правилам, установленным Правительством РФ, полномочия по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, могут осуществляться организациями только в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
Таким образом, законодательный запрет для существования беби-боксов отсутствует. А обязанность по заключению соответствующих договоров с органами опеки и попечительства позволит обеспечить прозрачность и подконтрольность использования беби-боксов.
В настоящее время на территории Российской Федерации установлены и эксплуатируются несколько десятков беби-боксов, то есть специально оборудованных при медицинских и социальных организациях мест, где можно анонимно оставить новорожденного ребенка, зная, что ребенку будет оказана профессиональная помощь.
Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации не установлены требования как к безопасности самих беби-боксов, так и к порядку их эксплуатации.
На законодательном уровне должна быть проработана система безопасности данных устройств, надлежащего контроля поступления таких детей и своевременной передачи Информации об этом в органы опеки и попечительства, а при необходимости - в правоохранительные органы. Принятие данных документов позволит минимизировать риски злоупотреблений при использовании беби-боксов.
В этой связи законопроектом предлагается установить, что Правительство Российской Федерации должно определить требования, предъявляемые к беби-боксам, случаи и порядок установки и эксплуатации беби-боксов.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий будут осуществлять контроль за установкой и эксплуатацией беби-боксов.
Работа беби-боксов не исключает профилактику отказов от детей. Наряду с иными мерами поддержки, укрепления и защиты семьи как фундаментальной основы российского общества, беби-боксы должны являться тем инструментом защиты жизни и здоровья детей, когда иные меры поддержки оказались не способными сохранить семейные узы. Возле каждого беби-бокса должна содержаться информация о том, куда можно обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации.
Причем не исключается возможность родителей вернуть ребенка, доказав путём ДНК-анализа свои права на него. Так, в Краснодарском крае 4 из 13 оставленных младенцев возвращены в биологические семьи.
Да, анонимный отказ от ребенка, как и любое уклонение от воспитания и содержания своих детей неприемлемы с моральной точки зрения. Усилия государства и общества должны быть направлены на сохранение семьи всеми возможными способами, на оказание поддержки родителям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем следует учесть, что отказываются именно от нежеланного ребенка, в связи с чем возникает вопрос, насколько последнему в условиях безнадзорности безопасно проживать в такой семье, где его не любят, не воспитывают, а еще хуже - эксплуатируют и зарабатывают с его помощью деньги. А у здоровых младенцев очень большие шансы быть усыновленными и в дальнейшем воспитываться в хорошей благополучной семье (бездетные пары стоят в очереди на усыновление таких детей).
В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче, прежде всего, на воспитание в семью, и только при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, оставление новорожденного в бэби-боксе не является нарушением принципа семейного воспитания, а выступает в качестве одного из механизмов его реализации.
Представляется, что распространенность и "шаговая доступность" беби-боксов позволит значительно сократить число убийств матерями своих детей, а также фактов оставления детей в опасности. Немало случаев, когда детей оставляли у порога больницы, в подъездах с надеждой на их обнаружение и спасение, однако детей находили слишком поздно.
Кроме того необходимо обозначить, что осведомленность женщин о существовании беби-боксов может также способствовать уменьшению количества абортов, достаточно рискованных для их здоровья, в том числе репродуктивной функции.
При этом следует отметить, что имеющаяся статистика (хоть и за небольшой период) свидетельствует о том, что за время действия беби-боксов как на территории Российской Федерации, так и в других странах массового анонимного отказа от детей не происходит. Так, с ноября 2011 года на территории Пермского края организована работа трех "беби-боксов", которые приняли 5 новорожденных детей. В Ставропольском крае в 2014 году установлено 3 беби-бокса, в которых оставлено 2 ребенка.
В ряде регионов (Ленинградская, Курская области) беби-боксы существуют с 2012 года и за этот период там не оставлено ни одного ребенка. Схожая ситуация и в других регионах, где работают беби-боксы.
В этой связи следует принять все возможные меры, прежде всего законодательные, направленные на обеспечение безопасности использования беби-боксов, в том числе уже существующих в России, которые должны стать важным и именно дополнительным инструментом защиты детей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не содержит новых расходных обязательств. Дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с его реализацией, не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.