Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" одними из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и социального туризма.
Предлагаемый проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N ДМ-П44-3336.
Целью законопроекта является государственная поддержка развития туризма в Российской Федерации и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать своё право на отдых.
В Российской Федерации из 146 миллионов населения страны в 2014 году по данным Ростуризма путешествовали по России 41,5 миллионов (28%), за пределы Российской Федерации с целью туризма выехало около 18 миллионов (12%) граждан. Таким образом, большинство населения страны (60%) не путешествует. По данным опросов ВЦИОМ в 2015 году 40% россиян лето планирует провести дома. Главным сдерживающим фактором остается нехватка денежных средств у населения.
В сложившихся социально-экономических и политических условиях (повышение стоимости туристских услуг, снижение реальных доходов населения и др.) государственная поддержка развития внутреннего и социального туризма приобретает особую актуальность.
Суть предлагаемых изменений состоит в наделении работодателей правом учесть затраты, понесенные на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей), для целей налогообложения налогом на прибыль. В частности, работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на оплату таких услуг, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям работника (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации.
Указанные расходы предлагается разрешить учитывать в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации, но не более 50 000 рублей на каждого из вышеперечисленных граждан в налоговом периоде.
Подобные расходы являются для работодателей экономически обоснованными, направленными на получение дохода, поскольку повышают престиж работодателя, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищённым работникам, например, многодетным, имеющим малолетних детей и т.п.
Необходимо учитывать, что принятие проекта повлияет на поступления в бюджеты различного уровня налога на прибыль организаций, участвующих в формировании и реализации турпродукта (средства размещения, транспортные, экскурсионные услуги, объекты питания, продажа сувенирной продукции и др.). Эффект от законопроекта положительно скажется на различных сферах жизнедеятельности общества, исходя из следующего:
1) рассматривая налоговую систему как единое составляющее, можно говорить о том, что введение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций приведет к увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды других налогов и взносов, пошлин, сборов и других обязательных платежей за счет роста доходов в сфере внутреннего туризма и смежных отраслей.
Суммы оплаты за работников работодателями стоимости путёвок, будут подлежать налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Таким образом, поступления в бюджет в этой части вырастут.
2) предлагаемые изменения социально значимы, так как законопроект предоставляет работникам возможности провести отпуск в Российской Федерации, приобщиться к культуре собственной страны, лучше узнать её традиции, историю, природно-рекреационный потенциал;
3) работодатели получают дополнительный механизм равномерного распределения отпусков работников в течение календарного года (оплачивая работнику путёвку в соответствующее время, в частности в "несезон"). В целом же, такое распределение отдыхающих окажет поддержку туристской отрасли и позволит не закрывать предприятия в сфере туризма в период традиционного спада посещаемости, сохранить рабочие места, и, соответственно, сохранить уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
4) ориентация на повышение уровня жизни населения. Благодаря предлагаемой законопроектом возможности, услугами туристкой отрасли на территории нашей страны смогут воспользоваться и такие категории работников, как многодетные и малообеспеченные семьи. Для многих семей, особенно с невысоким уровнем дохода, это может стать шансом провести отпуск со своей семьёй, приобщаясь к природной красоте и историческому наследию нашей страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Для оценки экономической эффективности введения налоговой льготы разработана экономическая модель, расчет параметров которой осуществлялся на основе фактических показателей отрасли по данным Ростуризма, а также прогнозных данных на период до 2018 года.
Реализация положений законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджета за счет признания для целей налогообложения расходов работодателей по предоставлению работникам туров для организации отдыха внутри страны. В соответствии с проведенными расчетами, объем налоговых льгот (без учета роста отрасли вследствие реализации льготы), составит 647 млн. руб. в 2016 году, 696 млн. руб. в 2017 году и 745 млн. руб. в 2018 году.
Компенсация выпадающих доходов бюджета предполагается за счет дополнительных поступлений в виде НДС, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей, возникающих при реализации рассматриваемой льготы, за счет расширения спроса на внутренний туризм.
По результатам расчета финансово-экономического обоснования можно сделать вывод о том, что положительный совокупный эффект для консолидированного бюджета от введения налоговой льготы возникает при условии дополнительного прироста реализованных турпакетов в среднем на 15% ежегодно. Достижение данного показателя соответствует целям государственной политики в области туризма и представляется возможным при реализации комплекса мер поддержки внутреннего туризма, в том числе в рамках исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года*, а также федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"**, региональных программ по туризму, которые утверждены и реализуются в большинстве субъектов Российской Федерации, и др. К указанным мерам относятся поддержание положительного информационного фона, повышение качества обслуживания туристов, стимулирование строительства туристской, транспортной, коммунальной и иной инфраструктуры, продвижение отечественного турпродукта, повышение интереса граждан к историческому и культурному наследию, природно-рекреационному потенциалу России.
В таблице приведен расчет туристского потока, при котором сальдо выпадающих доходов и дополнительных поступлений бюджета от реализации льготы равно нулю. Прогноз объёма услуг (выручки) от реализации дополнительных турпакетов (по турам, дополнительно оплачиваемым работодателями своим сотрудникам) представлен в таблице 1.
Таблица 1. Прогноз объёма услуг от реализации дополнительных турпакетов
Код стр. |
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
прогноз | ||||
01 |
Основной турпоток (количество турпакетов, приобретённых работодателями для своих сотрудников), ед. |
109 808 |
113 651 |
117 402 |
02 |
Дополнительный турпоток, необходимый для обеспечения возвратности средств бюджета, ед. (расчёт произведён с помощью функции "подбор параметра") |
57 867 |
59 893 |
61 869 |
03 |
Суммарный турпоток (общее количество турпакетов, приобретённых работодателями для своих сотрудников), ед. |
167 675 |
173 544 |
179 271 |
04 |
Прирост, % к предыдущему периоду |
3 |
3 |
3 |
05 |
Средняя цена турпакета по Российской Федерации, руб./ед. |
29 454 |
30 632 |
31 735 |
06 |
Объем услуг (выручка) от реализации дополнительных турпакетов на территории Российской Федерации, млн. руб. (стр. 02*стр. 05/1 000 000) |
1704 |
1835 |
1963 |
07 |
Объем налоговых льгот (выпадающие доходы бюджета) от реализации дополнительных турпакетов, млн. руб. (стр. 06 *7%(ставка налога на прибыль - ставка НДФЛ)) |
119 |
128 |
137 |
Применительно к дополнительному туристскому потоку, объем выпадающих доходов бюджета определялся по ставке 7%***, т.е. с учётом поступлений в бюджет сумм НДФЛ, уплачиваемых работниками.
Общая чистая прибыль отрасли туризма от дополнительного туристского потока (по турам, дополнительно оплачиваемым отдельными предприятиями своим сотрудникам) рассчитывалась с использованием показателей объёма рынка и рентабельности отрасли. Последняя, в рамках настоящих расчётов, предполагается фиксированной на протяжении периода прогнозирования.
Данные, приведённые в строке 04 таблицы 1, показывают требуемый дополнительный прирост количества реализованных турпакетов, который обеспечивает в прогнозном периоде нулевое сальдо доходов и расходов бюджета. Расчёт чистой прибыли отрасли туризма в Российской Федерации от дополнительного туристского потока (прямой макроэкономический эффект) представлен в таблице 2.
Таблица 2. Расчёт чистой прибыли отрасли туризма в Российской Федерации от дополнительного туристского потока
Код стр. |
Наименование показателя |
2013 |
2016 |
2017 |
2018 |
факт |
прогноз |
||||
01 |
Объем услуг (выручка) от реализации дополнительных турпакетов на территории Российской Федерации, млн. руб. |
- |
1 704 |
1 835 |
1 963 |
02 |
Рентабельность гостиниц и средств размещения (вкл. санаторно-оздоровительные услуги), % |
6,7* |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
03 |
Чистая прибыль отрасли от реализации дополнительных турпакетов, млн. руб. |
- |
114 |
123 |
132 |
* Приказ ФНС России от 10 мая 2012 года N ММВ-7-2/297@
В рамках настоящих расчётов была выполнена упрощённая оценка мультипликативного эффекта, опирающаяся на показатель роста смежных с туризмом отраслей. Расчёт чистой прибыли смежных с туризмом отраслей от дополнительного туристского потока (мультипликативный макроэкономический эффект) представлен в таблице 3.
Таблица 3. Расчёт чистой прибыли смежных с туризмом отраслей от дополнительного туристического потока
Код стр. |
Наименование показателя |
2013 |
2016 |
2017 |
2018 |
факт |
прогноз |
||||
01 |
Объем услуг (выручка) от реализации дополнительных турпакетов на территории Российской Федерации, млн. руб. |
- |
1 704 |
1 835 |
1963 |
02 |
Мультипликатор роста смежных отраслей |
0,867* |
0,867 |
0,867 |
0,867 |
03 |
Выручка смежных с туризмом отраслей от реализации дополнительных турпакетов, млн. руб. |
|
1478 |
1 591 |
1 702 |
04 |
Средняя рентабельность смежных с туризмом отраслей, % |
7,7** |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
05 |
Чистая прибыль смежных с туризмом отраслей от реализации дополнительных турпакетов, млн. руб. |
|
114 |
122 |
131 |
* Статистический сборник "Система таблиц "Затраты-выпуск" Российской Федерации за 2003 год" Федеральной службы государственной статистики от 2006 года
** Приказ ФНС России от 10 мая 2012 года N ММВ-7-2/297@
Прогноз сальдо доходов и расходов бюджета в результате роста спроса на туристские услуги представлен в таблице 4.
Таблица 4. Прогноз сальдо доходов и расходов бюджета в результате роста спроса на туристские услуги, млн. руб.
Данные, приведённые в строке 04 таблицы 1, показывают требуемый дополнительный прирост количества турпакетов, приобретённых работодателями для своих сотрудников, который обеспечивает в прогнозном периоде нулевое сальдо доходов и расходов бюджета в виде, с одной стороны, расходов из-за неуплаты части налога на прибыль, а с другой стороны, дополнительных доходов бюджета (НДС, налог на прибыль, НДФЛ и страховые взносы).
В результате принятия законопроекта предприятия получат удобный инструмент проведения социальной политики, позволяющий в некоторой степени компенсировать различия в оплате труда, что особенно важно для молодежи, многодетных и малообеспеченных семей. Это может помочь создать атмосферу партнерства и укрепить стабильность трудового коллектива. Тем самым, фактически за счет средств предприятий будет решаться вопрос отдыха граждан, а также стимулирования развития туристской отрасли в Российской Федерации.
------------------------------
* Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 2246-р.
** Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644.
*** Ставка 7% = ставка налога на прибыль 20% - ставка НДФЛ 13%
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.