Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Анализ информации об исполнении приложений "Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2014 год" и "Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2014 год" к Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
1. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2014 год в соответствии со статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлена информация об исполнении приложений 37 к Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в части Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2014 год и 39 - в части Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2014 год (далее в разделе - информация).
Статьей 14 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ утверждена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - программа внутренних заимствований) и статьей 15 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ - Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее в этом разделе - программа внешних заимствований).
2. Программа внутренних заимствований
В соответствии с программой внутренних заимствований первоначально объем государственных внутренних заимствований на 2014 год установлен в сумме 485 017,5 млн. рублей (сальдо), при этом заимствования предусматривалось осуществить за счет операций с государственными ценными бумагами в сумме 808 678,6 млн. рублей (расчетно). Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в программу внутренних заимствований внесены изменения, в соответствии с которыми объем государственных внутренних заимствований был уменьшен на 350 000,0 млн. рублей, или на 72,2%, и составил 135 017,5 млн. рублей (сальдо), при этом заимствования предусматривалось осуществить за счет операций с государственными ценными бумагами в сумме 658 678,6 млн. рублей (расчетно). В объеме заемных средств учитывались некассовые операции в сумме 200 000,0 млн. рублей для обмена нестандартных низколиквидных выпусков облигаций федерального займа (далее - ОФЗ).
Во исполнение части 9 статьи 23 Федерального закона N 349-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N2756-р Минфином России 31 декабря 2014 года осуществлен имущественный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" путем передачи пакета облигаций федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ- ПК) номинальной стоимостью 1 000,0 млрд, рублей (выпуски NN 29006RMFS - 29010RMFS) в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков путем последующей передачи указанных ОФЗ в субординированные займы и (или) путем оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов банков.
Согласно информации и результатам проверки Счетной палаты исполнение программы государственных внутренних заимствований в 2014 году составило 1 025 272,3 млн. рублей и превысило уточненный плановый показатель (135 017,5 млн. рублей) на 890 254,9 млн. рублей или на 659,4%, в том числе по привлечению средств за счет размещения государственных ценных бумаг (1 348 933,5 млн. рублей) на 690 254,9 млн. рублей, или на 104,8%, при недовыполнении уточненного планового объема по погашению государственных ценных бумаг (323 661 163,6 млн. рублей) на 200 000,0 млн. рублей или на 38,2%. Перевыполнение уточненного показателя по привлечению средств обусловлено осуществлением имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Без учета указанной операции исполнение Программы государственных внутренних заимствований на 2014 год составило 18,7% (25 272,3 млн. рублей).
Неисполнение программы в полном объеме по показателю "погашение основной суммы задолженности" связано, в частности, с тем, что в отчетном году не была осуществлена операция обмена государственных ценных бумаг Российской Федерации номинальной стоимостью до 200 000,0 млн. рублей, на облигации других выпусков, предусмотренная пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 2571-р (с изменениями) Минфину России разрешено осуществить в 2014 году выпуск государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в объемах, не превышающих 1 415,5 млрд, рублей.
Объем привлеченных в 2014 году средств был получен за счет размещения: краткосрочных бескупонных облигаций федерального займа (БОФЗ) на общую сумму 100 000,0 млн. рублей, облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) на общую сумму 149 014,9 млн. рублей, облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) на общую сумму 1 000 000,0 млн. рублей, государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) на общую сумму 99 918,6 млн. рублей.
Размещение облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) в 2014 году не проводилось.
В области заимствований на внутреннем рынке в 2014 году была продолжена политика увеличения выпуска государственных бумаг с длинными сроками до их погашения. Всего в 2014 году Минфин России провел 30 аукционов по размещению ОФЗ с постоянным купонным доходом и стандартными сроками обращения, выпуск которых был впервые предложен к размещению в 2013 году. Четыре аукциона были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок по уровням цен, адекватно отражающим кредитное качество размещаемых облигаций. Наряду с этим в марте, с середины июля по середину сентября, с середины октября по середину ноября и в декабре 2014 года аукционы по размещению государственных облигаций Минфином России (учитывая складывавшуюся ситуацию на финансовых рынках, характеризовавшуюся повышенной волатильностью и сопровождавшуюся существенным ростом ставок) не проводились.
В 2014 году впервые с 2004 года было осуществлено размещение краткосрочных гособлигаций, что свидетельствует о существенно ухудшившейся ситуации на внутреннем рынке государственных ценных бумаг.
Размещение краткосрочных выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации (со сроком погашения до одного года), было осуществлено в виде выпуска государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) на сумму 50 000,0 млн. рублей по номиналу (объем поступлений в федеральный бюджет от его размещения составил 49 918,6 млн. рублей), и выпуска краткосрочных бескупонных облигаций федерального займа (БОФЗ) на сумму 103 575,3 млн. рублей по номиналу (объем поступлений в федеральный бюджет - 100 000,0 млн. рублей).
Размещение выпуска БОФЗ (дата погашения - 30 марта 2015 года) было произведено Минфином России 30 декабря 2014 года в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года (приказ Минфина России от 29 декабря 2014 г. N 540). Облигации были размещены по закрытой подписке по цене 96,5481% номинальной стоимости, покупателем являлся Банк ВТБ (ОАО). Приобретение Банком ВТБ (ОАО) БОФЗ было осуществлено за счет размещенных в Банке ВТБ (ОАО) 29 декабря 2014 года на субординированный депозит средств Фонда национального благосостояния в объеме 100 000,0 млн. рублей и временно не направленных на финансирование
самоокупаемых инфраструктурных проектов. При этом процентная ставка по субординированному депозиту, действующая в период с 30 декабря 2014 года по 30 марта 2015 года, соответствовала доходности облигаций и составляла 14,5% годовых.
Средневзвешенная доходность по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинированным в российской валюте, по группам (срочности) за 2014 год составила 10,57%, из них по краткосрочным заимствованиям - 12,29%, среднесрочным заимствованиям - 8,18% и долгосрочным заимствованиям - 10,45% (в 2013 году средневзвешенная доходность составила 6,96%, из них: по среднесрочным заимствованиям - 6,51% и долгосрочным заимствованиям - 7,12%).
Данные об объемах размещения и средневзвешенной доходности государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, представлены в следующей таблице.
Статьей 19 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ (с изменениями) установлено направить в 2014 году на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, бюджетные ассигнования в сумме 523 661,2 млн. рублей.
По результатам проверки Счетной палаты, погашение основной суммы долга составило 323 661,2 млн. рублей, или 61,8% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, в том числе ОФЗ - 308 681,4 млн. рублей (в 2011 году - 299 080,6 млн. рублей, или 100%, в 2012 году - 400 440,8 млн. рублей, или 66,7%, в 2013 году - 463 312,2 млн. рублей, или 69,7%.
Неисполнение обусловлено тем, что в 2014 году не была проведена запланированная операция по обмену государственных ценных бумаг Российской Федерации номинальной стоимостью до 200 000,0 млн. рублей, на облигации других выпусков.
В общей сумме погашения основного долга выплаты по ОФЗ-ПД составили 93,1% общего объема погашения, по ОФЗ-АД - 2,3% и ГСО-ППС - 4,6%.
3. Программа внешних заимствований
3.1. Несвязанные (финансовые) заимствования Российской Федерации в 2014 году
Разделом "Несвязанные (финансовые) заимствования Российской Федерации в 2014 году" Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - программа внешних заимствований) в первоначальной редакции были предусмотрены заимствования на международных рынках капитала на сумму, эквивалентную 7 000,0 млн. долларов США, в виде государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, со сроком погашения до 30 лет.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" раздел "Несвязанные (финансовые) заимствования Российской Федерации в 2014 году" был исключен из программы внешних заимствований на 2014 год в связи с отказом от размещения в 2014 году облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации.
Первоначальной редакцией раздела "Государственные внешние заимствования Российской Федерации на 2014 год" программы внешних заимствований разница между объемами привлечения и погашения по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, была предусмотрена на сумму 5 702,7 млн. долларов США. Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 201-ФЗ в связи с отказом от привлечения заемных средств путем размещения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации указанная разница была снижена до (-) 1 297,3 млн. долларов США.
В таблице приведен расчет показателей программы внешних заимствований в части государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, содержащихся в редакциях программы внешних заимствований, действовавших в 2014 году, а также данные об исполнении программы внешних заимствований по итогам 2014 года.
(млн. долларов США) | ||||
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ |
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ в редакции от 28.06.2014 |
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ в редакции от 26.12.2014 |
Исполнение программы внешних заимствований |
Привлечение |
7 000,0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Погашение |
- 1 297,3 |
- 1 297,3 |
- 1 297,3 |
- 1 274,3 |
Разница между привлечением и погашением |
5 702,7 |
- 1 297,3 |
- 1 297,3 |
- 1 274,3 |
Исполнение программы внешних заимствований по разделу "Государственные внешние заимствования Российской Федерации на 2014 год" в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, составило (-) 1 274,3 млн. долларов США при плановом показателе (-) 1 297,3 млн. долларов США (98,2%).
Отклонение фактического исполнения от планового показателя составило (-) 23,0 млн. долларов США. Оно сложилось из-за того, что фактические ассигнования на погашение ОВГВЗ и выплату остатков средств на блокированных валютных счетах в размере менее 1,0 тыс. долларов США были значительно меньше объемов бюджетных ассигнований, запланированных на указанные цели. Так, Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ бюджетные ассигнования на погашение ОВГВЗ и выплату остатков средств на блокированных валютных счетах в размере менее 1,0 тыс. долларов США в 2014 году предусмотрены на сумму 24,23 млн. долларов США. Фактические же платежи, осуществленные на эти цели в 2014 году исходя из количества обращений держателей ОВГВЗ и владельцев блокированных валютных счетов, составили 1,26 млн. долларов США, то есть 5,2% от запланированной суммы, выраженной в оригинальной валюте. Неисполненное назначение составило, таким образом, 23,0 млн. долларов США, то есть 94,9% от запланированной суммы, выраженной в оригинальной валюте.
3.2. Кредиты (займы) международных финансовых организаций в 2014 году
Программой внешних заимствований на 2014 год первоначально предусмотрено привлечение Российской Федерацией средств займов международных финансовых организаций по 16 проектам, включая 8 новых проектов МБРР, на общую сумму 239,5 млн. долларов США.
В связи с внесением соответствующих изменений в программу внешних заимствований первоначальный объем привлечения средств займов МФО в связи с уточнением планов закупок товаров, работ и услуг по ряду действующих проектов МФО сокращен на 11,5 млн. долларов США, или на 4,8% по сравнению с первоначальным объемом привлечения и утвержден по 18 проектам в сумме 228,0 млн. долларов США, включая 8 новых проектов МБРР, соглашения по которым в 2014 году не подписаны.
В 2014 году было подписано соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР N 8291-0-RU для реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета - 2" (подписано 17 января 2014 г., вступило в силу 8 мая 2014 г.) с общим объемом заимствований 60,0 млн. долларов США.
Кроме того, 19 марта 2014 г. Минфином России обеспечено вступление в силу соглашения о займе между Российской Федерацией и МБРР N 8288-0-RU для реализации проекта "Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации" (подписано 6 декабря 2013 г.) с общим объемом заимствований 50,0 млн. долларов США.
Учитывая одобрение Минфином России и Минэкономразвития России концепций новых проектов, в программу внешних заимствований на 2014 год включены 2 новых проекта МБРР "Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов" (общая сумма заимствования - 330,0 млн. долларов США) и "Финансирование инфраструктурных проектов через государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (общая сумма заимствования - 150,0 млн. долларов США).
В 2014 году по 8 новым проектам, включенным в программу внешних заимствований соглашения с МБРР подписаны не были и средства займов не привлекались ("Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации", "Развитие единой государственной системы экологического мониторинга", "Дополнительное финансирование проекта "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга", "Программа по совершенствованию городских транспортных систем в Российской Федерации", "Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов", "Вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом социально незащищенных слоев населения", "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы", "Финансирование инфраструктурных проектов через государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)").
Концепция проекта "Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации", направленного на решение приоритетных задач социально- экономического развития Российской Федерации прорабатывается и согласовывается с 2006 года. По информации Минфина России, в течение 2014 года Минэкономразвития России (исполнитель проекта) осуществляло доработку концепции проекта.
По 6 проектам МБРР ("Развитие единой государственной системы экологического мониторинга", "Дополнительное финансирование проекта "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга", "Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов", "Вовлечение в регулярные занятия физической культурой социально незащищенных слоев населения", "Программа по совершенствованию городских транспортных систем в Российской Федерации", "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия)") проведены переговоры и технические консультации между Российской Федерацией и МБРР о привлечении займов для финансирования проектов. На момент проведения контрольных мероприятий рассмотрение вопросов о предоставлении займов для реализации новых проектов МБРР Советом исполнительных директоров Всемирного банка не состоялось.
Кроме того, Минфин России и Минэкономразвития России согласовали концепцию проекта "Финансирование инфраструктурных проектов через государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (общая сумма займа - 150,0 млн. долларов США). В настоящее время, учитывая отсутствие решений Совета исполнительных директоров Всемирного банка о предоставлении займов Российской Федерации по новым проектам, работа по подготовке проекта Минфином России приостановлена.
Иные заимствования у международных финансовых организаций в отчетном году не осуществлялись.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом плановый объем привлечения средств займов МФО увеличился на 109,2 млн. долларов США (на 91,9%): с 118,8 млн. долларов США до 228,0 млн. долларов США.
В 2014 году общий объем привлечения средств займов по 10 из 18 проектов МФО составил 67,0 млн. долларов США (2 576,9 млн. рублей), или 29,4% уточненного объема привлечения средств займов МФО (228,0 млн. долларов США), что связано с более низкими темпами реализации действующих проектов с привлечением займов МБРР и неподписанием соглашений о займах между Российской Федерацией и МБРР по 8 новым проектам.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом фактический объем привлеченных средств займов МФО сократился на 12,0 млн. долларов США (на 15,2%) с 79,0 млн. долларов США в 2013 году до 67,0 млн. долларов США в 2014 году.
В 2014 году продлены сроки использования займов по 4 проектам МБРР:
- N 4867-0-RU "Развитие системы государственной статистики-2" - до 31 декабря 2015 г.;
- N 4849-0-RU "Поддержка судебной реформы" - до 31 декабря 2016 г.;
- N 4826-0-RU "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость" - до 29 февраля 2016 г.;
- N 4694-0-RU "Экономическое развитие Санкт-Петербурга" - до 31 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.