Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
Анализ отчета Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных в 2014 году Федеральной службой финансово-бюджетного надзора
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 281 "Об утверждении Положения о предоставлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета" Минфином России одновременно с отчетностью об исполнении федерального бюджета Российской Федерации представлен отчет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в 2014 году (далее - Отчет).
2. Отчет направлен Росфиннадзором в Минфин России письмом от 9 апреля 2015 г. N АС-04-21/2267. Отчет сформирован на основании данных ведомственной отчетности.
Следует отметить, что форма Отчета на законодательном уровне не утверждена.
Минфин России в адрес Росфиннадзора письмом от 20 марта 2015 г. N 02-10-10/15432 направил новую форму отчета с рекомендациями по ее заполнению.
Однако по информации Росфиннадзора новая форма отчета не может быть заполнена по следующим причинам:
отсутствие необходимой детализации на дату его заполнения;
не утверждения данной формы соответствующими нормативными документами.
2.1. По данным Отчета в 2014 году Росфиннадзором проведено 10 814 ревизий и проверок, что на 2 207 проверок или на 16,9% меньше, чем в 2013 году.
2.2. Общий объем проверенных Росфиннадзором средств в 2014 году составил 15 836 305,7 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 3 169 688,7 млн. рублей, что составляет 20,0% от общего объема проверенных средств или на 449 446,6 млн. рублей больше (16,5%), чем в 2013 году;
средства, полученные государственными учреждениями от приносящей доход деятельности - 10 886,2 млн. рублей (0,1%);
средства, выделенные из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов - 4 460 725,6 млн. рублей (28,2%);
средства территориальных государственных внебюджетных фондов - 7 929 470,5 млн. рублей (50,1%);
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 131 261,1 млн. рублей (0,8%);
другие средства - 134 273,6 млн. рублей (0,8%).
Вместе с тем отчет не содержит необходимой детализации расходов в разрезе проверенных периодов.
В отсутствие рекомендаций к его заполнению существует риск "повторного счета" Росфиннадзором и его территориальными органами общего объема проверенных средств при проведении совместных контрольных мероприятий в отношении главного распорядителя бюджетных средств, имеющего разветвленную сеть территориальных органов.
2.3. В 2014 году Росфиннадзором выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 1 057 241,5 млн. рублей, что составляет 6,7% общего объема проверенных средств или на 396 994,6 млн. рублей (27,3%) меньше, чем в 2013 году (1 454 236,1 млн. рублей).
Выявленные нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, в % от объема проверенных средств
Основной объем проверенных средств приходился на средства территориальных государственных внебюджетных фондов, межбюджетные трансферты, выделенные из федерального бюджета и средства федерального бюджета.
Доля выявленных финансовых нарушений в объеме проверенных средств составила: по средствам федерального бюджета - 18,3%;
по межбюджетным трансфертам, выделенным из федерального бюджета - 9,3%; по средствам территориальных государственных внебюджетных фондов - 0,3 процента.
В общей сумме выявленных нарушений доля выявленных нарушений составила: по средствам федерального бюджета - 54,8% (578 947,0 млн. рублей); по средствам выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов - 39,4% (416 727,8 млн. рублей);
по прочим средствам - 1,9% (20 487,1 млн. рублей);
по средствам бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,4% (14 725,4 млн. рублей);
по средствам государственных внебюджетных фондов - 2,5% (25 987,7 млн. рублей); по средствам, полученных бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности - 0,03% (331,2 млн. рублей);
по средствам, полученных от использования федерального имущества - 0,003% (35,3 млн. рублей).
2.3.1. Объем и структура выявленных в 2014 году нарушений в использовании бюджетных средств по видам нарушений представлены в диаграмме.
Структура выявленных нарушений по видам нарушений
2.3.2. Нецелевое использование средств федерального бюджета, выявленное Росфиннадзором в 2014 году, составило 1 629,2 млн. рублей, что на 836,6 млн. рублей (105,6%) больше, чем в 2013 году.
Объемы выявленного в 2008 - 2014 годах нецелевого использования бюджетных средств представлены в диаграмме.
Объемы выявленного в 2008-2014 годах нецелевого использования бюджетных средств
2.3.3. В Отчете Росфиннадзора содержатся сведения о выявленных в 2014 году нарушениях порядка осуществления закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд на сумму 145 779,0 млн. рублей (13,8% общей суммы выявленных нарушений), в том числе при использовании средств федерального бюджета - на сумму 114 287,9 млн. рублей (19,7% общей суммы выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета).
2.3.4. Сведения о выявленных нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере (таблица 6 Отчета) приведены в таблице.
Вид нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере |
Выявлены нарушения при использовании следующего объема средств бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млн. рублей |
|||
всего |
доля в общем объеме нарушений, % |
в том числе |
||
средств федерального бюджета |
доля в общем объеме нарушений, % |
|||
неправомерное расходование денежных средств, в том числе: |
90 835,6 |
8,6 |
53 883,6 |
9,3 |
нецелевое использование бюджетных средств |
6192,3 |
0,6 |
1 629,2 |
0,3 |
неэффективное использование денежных средств |
229 394,4 |
21,7 |
139 280,1 |
24,0 |
недопоступление налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней и бюджеты государственных, внебюджетных фондов |
3 179,9 |
0,3 |
908,2 |
0,2 |
расхождение фактического наличия денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета, в том числе: |
684,0 |
0,1 |
575,0 |
0,1 |
недостача денежных средств и материальных ресурсов |
113,9 |
0,0 |
34,3 |
0,0 |
излишки материальных ценностей и денежных средств |
570,1 |
0,1 |
540,7 |
0,1 |
нарушения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности |
300 522,4 |
28,4 |
173 724,4 |
30,0 |
другие нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере |
432 625,2 |
40,9 |
210 575,7 |
36,4 |
Всего: |
1 057 241,5 |
100,0 |
578 947,0 |
100,0 |
В таблице представлена классификация видов нарушения, используемая Росфиннадзором. Так, в состав показателя "неправомерное расходование денежных средств" включено нецелевое использование бюджетных средств, которое составляет 6,8% от общего объема указанного вида нарушений. Вместе с тем в Отчете отсутствуют сведения о других нарушениях, включенных в состав показателя "неправомерное расходование денежных средств".
Действующее законодательство в финансово-бюджетной сфере не содержит понятийный аппарат "неправомерное расходование денежных средств".
Кроме того, отсутствует детализация о видах нарушений, включенных Росфиннадзором в состав показателя "другие нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере", значение которого по данным Отчета составляет 432 625,2 млн. рублей (40,9%) от общего объема выявленных нарушений и 210 575,7 млн. рублей (36,4%) от выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета.
Кроме того, в общую сумму выявленных нарушений Росфиннадзором включен показатель "нарушение порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности", который составляет 300 522,4 млн. рублей, или 28,4% от общего объема выявленных нарушений и 173 724,4 млн. рублей, или 30,0% от выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета. Указанные нарушения являются нефинансовыми и не влекут за собой причинение ущерба и отражаются в отчетных данных в суммовом выражении, что приводит к значительному увеличению объема финансовых нарушений.
2.4. Согласно Отчету в 2014 году Росфиннадзором и его территориальными органами в проверенные организации и их вышестоящие органы направлено 5 290 представлений о ненадлежащем исполнении бюджета при использовании 401 798,6 млн. рублей, из них 2 488 представлений по нарушениям законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере в использовании 238 242,4 млн. рублей средств федерального бюджета.
2.5. По фактам выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, подлежащих устранению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, в 2014 году Росфиннадзором и его территориальными органами направлено 985 предписаний по нарушениям в использовании 19 667,7 млн. рублей, из них по средствам федерального бюджета - 483 предписания по нарушениям в использовании 14 167,6 млн. рублей.
2.6. В разделе II "Информация о мерах, принятых по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере" Отчета отсутствует детализация видов нарушений по направленным в проверенные организации представлениям о выявленных нарушениях, предписаниям об устранении нарушений и уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения, а также не представлена информация о своевременности, полноте и качестве выполнения требований, изложенных в представлениях и предписаниях Росфиннадзора.
Согласно данным таблицы 10 Отчета сумма нарушений в использовании средств федерального бюджета, указанная в представлениях и предписаниях Росфиннадзора составляет 252 410,0 млн. рублей. Объем устраненных нарушений по представлениям и предписаниям Росфиннадзора составляет 59 614,4 млн. рублей или 23,4% (таблица 16). В Отчете не содержатся данные о количестве неисполненных в установленные сроки направленных Росфиннадзором представлений и предписаний, анализ причин невыполнения и мерах, принятых Росфиннадзором по выполнению в полном объеме министерствами и ведомствами требований, изложенных в представлениях и предписаниях.
Правоохранительными органами по переданным материалам в 2014 году возбуждено 139 уголовных дел, к дисциплинарной ответственности за совершенные правонарушения привлечено 1 184 должностных лица, из них 20 должностных лиц освобождено от занимаемых должностей, на 1 164 должностных лица наложены иные дисциплинарные взыскания, привлечено 192 должностных лица к материальной ответственности, осуждено 23 человека.
По данным Отчета в 2014 году устранено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 59 655,1 млн. рублей, из них по средствам федерального бюджета - 33 263,5 млн. рублей.
В Отчете содержатся сведения о способах устранения выявленных Росфиннадзором в 2014 году нарушений (таблица N 16 Отчета).
Способы устранения нарушений |
Объем устранения, млн. рублей |
|||
всего |
доля в общей сумме, % |
по нарушениям в использовании средств федерального бюджета |
доля в общей сумме, % |
|
Восстановлено средств, использованных с нарушениями, по предписаниям и представлениям Службы в досудебном порядке в доход федерального бюджета, а также на лицевые счета и в кассы проверенных организаций (в том числе внесено изменений в бухгалтерскую (бюджетную) отчетность, отчетность по учету государственного имущества) |
59 614,4 |
99,9 |
33 239,2 |
99,9 |
Взыскано в принудительном порядке и уменьшено финансирование по постановлениям органов власти, а также вышестоящими организациями |
1,5 |
0,01 |
1,5 |
0,01 |
Взыскано с юридических и физических лиц по решениям судов |
0,6 |
0,01 |
0,2 |
0,01 |
Взыскано с виновных лиц руководством проверенных организаций |
1,6 |
0,01 |
0,1 |
0,01 |
Взыскано штрафов, в том числе за нецелевое использование бюджетных средств |
12,4 |
0,02 |
12,4 |
0,04 |
Дополнительно поступило платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды |
24,6 |
0,05 |
10,1 |
0,03 |
Всего: |
59 655,1 |
100,0 |
33 263,5 |
100,0 |
Росфиннадзор отражает в составе показателя "восстановлено средств, использованных с нарушениями, по предписаниям и представлениям Росфиннадзора в досудебном порядке в доход федерального бюджета, а также на лицевые счета и в кассы проверенных организаций" внесение изменений в бухгалтерскую (бюджетную) отчетность, отчетность по учету государственного имущества. Значение указанного показателя составляет 59 614,4 млн. рублей, в том числе по нарушениям в использовании средств федерального бюджета - 33 239,2 млн. рублей или 99,9% от общего объема устраненных нарушений. Фактически поступило средств в доход бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов по данным Отчета - 24,6 млн. рублей, что составляет 0,002% от выявленных Росфиннадзором нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.