Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 878551-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - Закон) был принят в 1993 году и действует уже более двадцати лет. Принятие данного Закона явилось важнейшим импульсом для развития предпринимательства и торгово-промышленных палат в России. Однако за истекший после принятия Закона период времени в Российской Федерации произошли существенные изменения.
Во-первых, изменилась общественно-политическая и экономическая ситуация. Появились новые задачи и направления развития предпринимательства, в реализации которых активно участвуют и торгово-промышленные палаты.
Во-вторых, расширилась и укрепилась законодательная база, регулирующая гражданский оборот. Так, были приняты изменения в отдельные главы Гражданского кодекса РФ, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 года и существенно изменили как регулирование в предпринимательской сфере, так и статус некоммерческих организаций, в том числе торгово-промышленных палат.
В-третьих, развивалась и совершенствовалась система торгово-промышленных палат:
- значительно увеличилось количество палат за счет создания муниципальных (городских и районных) палат;
- расширились задачи и функции, выполняемые торгово-промышленными палатами;
- более четко определилась роль палат как связующего элемента во взаимоотношениях бизнеса и власти.
В этой связи объективно назрела необходимость внести в Закон точечные изменения и дополнения, которые в целом сводятся к следующему.
В законопроекте предусматривается законодательное закрепление нового определения торгово-промышленной палаты в качестве союза, которое более полно отражает цели ее создания и деятельности. Также уточнен порядок образования торгово-промышленной палаты. В частности, скорректировано положение о минимальном количестве учредителей для образования торгово-промышленной палаты - не менее чем 30 учредителей (в настоящее время - не менее 15). Принимая во внимание, что в России уже создано 178 территориальных торгово-промышленных палат, целью предлагаемого увеличения числа учредителей является совершенствование порядка образования палат, а именно, создание их на территориях с относительно высокой предпринимательской активностью. Это позволит обеспечить защиту интересов представителей бизнеса там, где это действительно необходимо.
Уточнены положения, касающиеся членства территориальных торгово-промышленных палат в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - ТПП России). Проектом предусматривается, что членство территориальных палат в ТПП России становится обязательным и возникает с момента государственной регистрации торгово-промышленной палаты в качестве юридического лица. Аналогичные положения предусмотрены и в отношении членства торгово-промышленных палат муниципальных образований в торгово-промышленной палате соответствующего субъекта Российской Федерации. Предлагаемые изменения существенно укрепят организационные начала в построении системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации.
В законопроекте также сформулированы правовые последствия выхода (исключения) торгово-промышленной палаты из ТПП России - она утрачивает с этого времени право осуществлять деятельность в качестве торгово-промышленной палаты.
Проектом закона предусматривается расширение прав и функций торгово-промышленных палат по вопросам развития предпринимательства, защиты и представления интересов предприятий и предпринимателей в органах власти. Так, предлагается наделить палаты правом участвовать в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательства, в том числе путем участия в разработке и реализации государственных и муниципальных программ и проектов; принимать участие в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий, экспертных советов; оказывать юридическую, информационную, консультационную и иную помощь организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью; организовывать обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров для предпринимательской деятельности и др.
В законопроекте закреплены некоторые функции, которые в последние годы стали практически реализовывать торгово-промышленные палаты, в частности, выдавать документы, подтверждающие страну происхождения товаров (работ, услуг) для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; оформлять заключения о статусе товара, изготовленного в особых экономических зонах, а также выдавать карнеты АТА - международные таможенные документы, используемые при временном ввозе/вывозе товаров.
Помимо этого, скорректированы функции, осуществляемые палатами, по вопросам участия в формировании и реализации государственной политики в области модернизации экономики, развития инновационной деятельности, содействия обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, эффективному управлению инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками и т.д. Уточнены функции торгово-промышленных палат и особенности их участия в развитии внешнеэкономического сотрудничества, в частности, по созданию деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами. Это позволит более эффективно взаимодействовать с государственными органами в сфере укрепления экономических отношений, наращивания торгового оборота, поможет российским предпринимателям в изучении потенциальных рынков сбыта, выработке ценовой политики, открытии за рубежом представительств и филиалов.
В проекте закона также предусмотрена норма, в соответствии с которой торгово-промышленные палаты могут выполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отдельные функции, возложенные на них федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Проектом предлагается ряд изменений по вопросам усиления взаимодействия торгово-промышленных палат с органами государственной власти в сфере законотворческой деятельности. В частности, в качестве направлений такой работы предполагается: участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей; направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения по результатам экспертиз проектов актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов муниципальных образований.
Предполагается также уточнить структуру и компетенцию органов управления торгово-промышленных палат с учетом положений Гражданского кодекса РФ. Так, согласно законопроекту высшим органом управления торгово-промышленной палаты признается общее собрание ее членов, а в торгово-промышленных палатах с числом членов более ста - представительный коллегиальный орган в форме съезда или конференции.
С целью укрепления организационных начал в системе палат предусматривается некоторое повышение координирующей роли ТПП РФ в деятельности территориальных торгово-промышленных палат, например, по вопросам согласования изменений в уставы палат, установления порядка выдачи и удостоверения ими внешнеэкономических и других документов.
В законопроекте также закрепляется функция ТПП России по обеспечению деятельности созданных при Палате Спортивного арбитража и Коллегии посредников по проведению примирительных процедур.
Следует отметить, что значительная часть изменений, предлагаемых проектом, носит редакционный характер и продиктована необходимостью использования в данном Законе современной терминологии в соответствии с действующим законодательством.
Принятие законопроекта позволит торгово-промышленным палатам более эффективно выполнять свои функции в целях модернизации российской экономики и развития бизнеса.
Принятие законопроекта не потребует каких-либо дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.