Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 880599-6 "О внесении изменений в статью 116 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части повышения эффективности меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на ценные бумаги)
Досье на проект федерального закона
Проект закона подготовлен в целях повышения эффективности меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на ценные бумаги в целях обеспечения возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением.
Для обеспечения указанных целей статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена мера процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, который состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.
В статье 116 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлены особенности наложения ареста на ценные бумаги. При этом Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность ограничения прав владельца ценных бумаг на получение имущества, на получение прибыли, на участие в управлении акционерным обществом, а также других прав, закрепленных ценными бумагами, на которые накладывается арест.
Перечень мер процессуального принуждения предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в отличие от схожих мер обеспечения иска, предусмотренных Арбитражным и Гражданским процессуальными кодексами Российской Федерации.
В связи с этим в уголовном судопроизводстве складывается такая ситуация, что даже при наличии достаточных к тому оснований суд, накладывая арест на ценные бумаги, не может запретить их владельцу пользоваться правами, закрепленными такими ценными бумагами. В результате недобросовестные владельцы арестованных ценных бумаг получают по ним имущество, получают прибыль или участвуют в управлении акционерным обществом, выводя из него активы. Такие действия приводят к обесцениванию арестованных ценных бумаг и невозможности исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.
В правоприменительной практике нередко бывает так, что члены организованных преступных сообществ осуществляют рейдерские захваты акционерных обществ, а следственные органы даже после возбуждения уголовного дела и получения необходимых доказательств не могут добиться того, чтобы суд запретил им участвовать в управлении захваченных акционерных обществ (запретил им пользоваться правами закрепленными акциями). Это приводит к тому, что за счет захваченных акционерных обществ финансируется деятельность организованных преступных сообществ (совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления, подкупаются должностные лица, осуществляется противодействие расследованию по уголовному делу), кроме того к моменту вынесения судом приговора из акционерных обществ выводятся основные активы и законным владельцам возвращаются ничего нестоящие акции.
Указанная проблема уголовно-процессуального законодательства раскрыта в Постановлении Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 марта 2005 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации N 4 от 25.04.2006). В качестве примера можно привести Постановление судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 08.01.2014 по уголовному делу N 13375009 (судебный материал N 3/6-/2-14).
Предоставление суду такого права повысит эффективность применения меры принуждения в виде наложения ареста на ценные бумаги в целях обеспечения возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением. Кроме того, внесение указанного изменения позволит в рамках уголовного производства оперативно и эффективно пресекать угрозы связанные с захватом акционерных обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 116 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.