Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 883511-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях приведения положений законодательства Российской Федерации в сфере страховой деятельности в соответствие с новой редакцией главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотренной Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и регулирующей гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте.
Проектом федерального закона уточнены требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела, содержащиеся в пункте 3 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1). В соответствии с проектом федерального закона в наименовании (фирменном наименовании) субъектов страхового дела (за исключением обществ взаимного страхования), обладающих признаками публичности, необходимо соответствующее на то указание, согласно требованию пункта "ч" части 24 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ. Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "некоммерческая корпоративная организация" и "потребительское общество взаимного страхования" в соответствии с положениями части 30 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ.
Внесены изменения технического характера в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон N 4015-1 и иные законодательные акты в сфере страховой деятельности, связанные с заменой термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ", поскольку частью 6 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов.
Учитывая, что право создавать объединения в Законе N 4015-1 закреплено за субъектами страхового дела (статья 14 Закона N 4015-1), следует обратить внимание на тот факт, что в последнее время существенное значение при отстаивании интересов потребителей страховых услуг приобретают создаваемые гражданами ассоциации (союзы) и общественные организации, статус которых уточнен в новой редакции главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 30 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ). Соответственно проект федерального закона изменяет статью 14 Закона N 4015-1, предусматривая, что субъекты страхового дела, страховые агенты, а также граждане, являющиеся, в том числе страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями, могут создавать некоммерческие организации в целях защиты своих интересов. В новой редакции статьи 14 Закона N 4015-1 также устанавливаются особенности объединений граждан: право представителей общественных организаций, ассоциаций (союзов), созданных гражданами, входить в состав коллегиальных исполнительных органов объединения субъектов страхового дела, если это предусмотрено уставом объединения субъектов страхового дела, что позволит при выработке и принятии решений по вопросам в сфере страховой деятельности установить определенный баланс интересов как граждан, так и страховщиков. Кроме того, уточнены понятия "профессиональные объединения страховщиков" и "объединения страховщиков", содержащиеся в законодательных актах Российской Федерации в сфере страховой деятельности, предусматривающих их создание, и цели их деятельности приведены в соответствие с положениями части 30 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ.
В отношении уставного капитала хозяйственного общества пункт "г" части 24 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ содержит дополнительное требование, в соответствии с которым уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен полностью денежными средствами в сумме не ниже минимального размера уставного капитала. Согласно тексту проекта федерального закона для страховых организаций такой величиной будет являться минимальный размер уставного капитала, установленный пунктом 3 статьи 25 Закона N 4015-1.
Помимо указанных изменений проект федерального закона дополняет перечень организаций, которые для целей Закона N 4015-1 признаются финансовыми, обществами взаимного страхования и страховыми брокерами, а также уточняет требования, предъявляемые, в частности, к стажу работы кандидата на должность руководителя службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора) страховщика, что во многом обусловлено частными обращениями организаций с просьбой разъяснить квалификационные требования к кандидатам на должности руководителя субъекта страхового дела, главного бухгалтера страховой (перестраховочной) организации и внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) страховщика, установленные статьей 32.1 Закона N 4015-1.
Ввиду того, что статья 28.2 Закона N 4015-1 предполагает организацию страховщиком внутреннего аудита, проект федерального закона предусматривает создание службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора) обществами взаимного страхования взамен ревизионной комиссии для исключения дублирования функций.
Также внесены изменения в положения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие деятельность потребительских кооперативов, к которым с 1 сентября 2014 г. относятся, в том числе общества взаимного страхования. Учитывая, что в настоящее время действуют общества взаимного страхования, состоящие только из юридических лиц (например, общество взаимного страхования застройщиков, образованное в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"), законопроектом предусмотрено образование потребительского кооператива юридическими лицами.
Принятие проекта федерального закона позволит устранить несоответствие отдельных норм законодательных актов Российской Федерации в сфере страховой деятельности положениям новой редакции главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 сентября 2014 г.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона мО внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" требует внесения изменений в нормативные правовые акты, изданные Министерством финансов Российской Федерации. Учитывая требования Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 234-Ф3 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" по передаче полномочий Центральному банку Российской Федерации, следующие нормативные правовые акты требуют переиздания Центральным банком Российской Федерации:
1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2008 г. N 113н "О форме годовой статистической отчетности N 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за год" и Порядке ее составления и представления".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 13н "Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 16н "Об утверждении Порядка осуществления временной администрацией страховой организации контроля за деятельностью ликвидационной комиссии (ликвидатора)".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 63н "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховщика, и документов, подтверждающих источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
5. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 12-33/пз-н "Об утверждении Формы статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика" и Порядка ее составления и представления".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 июля 2012 г. N 109н "О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
7. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 13-16/пз-н "Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
8. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 13-17/пз-н "Об утверждении форм отчетности в порядке надзора страховщиков и Порядка составления и представления страховщиками отчетности в порядке надзора".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
9. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 28 марта 2013 г. N 13-23/пз-н "О составе и объеме информации, содержащейся в отчетности субъектов страхового дела, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
10. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 6 мая 2013 г. N 13-33/пз-н "Об утверждении формы выписки из отчета о платежеспособности страховой организации".
Основание: замена термина "учредительные документы" на термин "учредительный документ" в связи с тем, что учредительным документом юридического лица, за исключением хозяйственных товариществ, признается устав.
Указанные нормативные правовые акты действуют до момента их переиздания Центральным банком Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.