Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 893784-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Постановлением Государственной Думы от 30 января 2015 года N 6051-6 ГД перед комитетами Государственной Думы поставлена задача внести предложения по разработке законодательного обеспечения реализации утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 98-р Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры в 2015 - 2016 годах необходимо оперативно реализовать меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике на инновационной основе, стабилизацию работы предприятий и организаций в ключевых отраслях, в том числе в научно-технической сфере, активизацию субъектов малого и среднего предпринимательства и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.
Важным условием выхода из финансово-экономического кризиса, решения проблем занятости населения и обеспечения устойчивого роста инновационной экономики является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства.
В развитых странах малые и средние предприятия находятся на острие научно-технического прогресса. Малый и средний инновационный бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.
В Российской Федерации малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в инновационную систему, и как следствие - не развита кооперационная сеть "наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес", что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. Поэтому инновационная активность малых и средних предприятий находится на достаточно низком уровне. По данным Росстата удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме отгруженной продукции малыми и средними предприятиями в последние годы составил менее одного процента. А удельный вес инновационной продукции, произведенной малыми и средними предприятиями на основе использования таких результатов интеллектуальной деятельности (РИД) как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) в общем объеме отгруженной инновационной продукции малыми и средними предприятиями составил около двух процентов от вышеназванной цифры.
Как показывает зарубежный опыт, непременным условием успешного развития малого инновационного предпринимательства является его государственная поддержка, включающая, прежде всего, предоставление налоговых льгот.
Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий, предусмотренных Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ. В законопроекте установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности, инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве.
В законопроекте предусмотрены следующие налоговые льготы:
- освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в пределах срока действия исключительных прав на указанные РИД, но не более 5 лет;
- освобождение от уплаты налога на прибыль субъектов малого и среднего предпринимательства в виде сумм доходов от реализации научно-технической продукции, а также (товаров, работ, услуг), полученных ими от использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве с даты начала их использования, в пределах срока действия исключительных прав на указанные РИД, но не более 5 лет.
В предлагаемом законопроекте налоговые льготы стимулируют процесс внедрения РИД в хозяйственную практику, производство и реализацию конечной инновационной продукции субъектами малого и среднего предпринимательства. Законопроект дополняет льготы, предусмотренные статьями 149 и 251 Налогового Кодекса Российской Федерации, создает условия для стимулирования инновационного процесса.
Указанный законопроект приобретает особую значимость в связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".
Предлагаемый законопроект не противоречит Налоговому Кодексу Российской Федерации в части признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно статье 56 Налогового Кодекса Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотрено предоставление льгот по налогам и сборам, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Применение предложенного в законопроекте порядка налогообложения не усложнит учет доходов и расходов при реализации товаров с применением РИД, поскольку он касается только субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, осуществляющих производство товаров (работ, услуг) на основе использования четко определенных в Гражданском Кодексе Российской Федерации РИД. Это позволит вести раздельный налоговый и бухгалтерский учет по доходам и расходам от осуществления инновационной деятельности.
Кроме того, налоговые льготы наступают не сразу после принятия закона, а только после того, как малые и средние предприятия освоят РИД и наладят промышленное производство инновационной продукции.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок и условия банковской гарантии. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Указанные нормы в полном объеме распространяются также и на субъекты малого и среднего предпринимательства, что является существенным барьером для их участия в конкурсах и аукционах в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В этой связи в статье 3 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части освобождения субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства от обязательств предоставления заказчику обеспечения (денежных средств или банковской гарантии) заявки на участие в конкурсе или аукционе.
Принятие законопроекта позволит создать эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что будет способствовать росту их инновационной активности, снижению зависимости отечественного рынка от импорта товаров (работ, услуг), увеличению экспорта от реализации высокотехнологичной продукции, повышению доли России на мировом рынке наукоемкой продукции определенной Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года 5-10% (сейчас она равна 0,3%), а также созданию новых рабочих мест, снижению социальной напряженности в обществе.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства"
Методологической основой для расчета сумм выпадающих налоговых доходов консолидированного бюджета страны при введении налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, являются прогнозные оценки доходов консолидированного бюджета на 2015 год, а также данные Федеральной налоговой службы России о структуре налоговых доходов.
Результаты расчетов свидетельствуют о том, сумма выпадающих налоговых доходов консолидированного бюджета при введении льгот по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих инновационную продукцию на основе использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) составит порядка 11,0 млрд. рублей в ценах 2015 года. Выпадающие доходы субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций могут быть компенсированы за счет субвенций из федерального бюджета.
Для расчета экономической эффективности предлагаемых налоговых льгот для стимулирования инновационного развития малого и среднего предпринимательства использованы статистические данные о результативности инновационной деятельности. Так на один рубль затрат инновационно-активные предприятия обеспечивает прирост объемов выпуска продукции в пять - семь раз больше, чем при ее производстве по традиционным технологиям. В этой связи прирост доходной части федерального бюджета в виде дополнительных налоговых платежей в результате увеличения ими объемов выпуска инновационной продукции уже в среднесрочной перспективе может составить порядка 50,0-70 млрд. рублей в ценах 2015 года.
В конечном итоге наряду с ростом доходов федерального бюджета, налоговое стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства позволит повысить их инновационную активность, создать тысячи новых рабочих мест и снизить уровень безработицы, увеличить долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции и удельный вес страны на мировом рынке товаров (работ, услуг).
Перечень
федеральных законов Российской Федерации, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой субъектами малого и среднего предпринимательства" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.