Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" подготовлен в целях развития положений Конституции Российской Федерации о парламенте и обеспечения необходимого объема правового регулирования парламентской деятельности.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является в соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим законодательным и представительным органом государственной власти Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Принятие федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации", в котором чётко определены все аспекты деятельности его палат, позволит выровнять правовой статус высшего законодательного органа в сравнении с высшими органами исполнительной и судебной ветвей государственной власти Российской Федерации.
Так, если, помимо Конституции Российской Федерации, статус и организация деятельности высшего органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, высших органов судебной власти - Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации установлены соответствующими федеральными конституционными законами, то федеральный конституционный закон о Федеральном Собрании не принят до настоящего времени.
В современной России Федеральное Собрание призвано не только быть единым законодательным органом, но и органом, обязанным своевременно и профессионально реагировать на международные и внутрироссийские события в интересах многонационального населения России, а также координировать развитие институтов гражданского общества.
Представляется, что принятие федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" восполнит образовавшийся правовой вакуум в законодательном регулировании деятельности парламента, будет способствовать повышению результативности деятельности обеих палат Федерального Собрания и созданию правовых условий для эффективного взаимодействия между ними.
Кроме того, принятие федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации", безусловно, окажет положительное влияние на статус выборов 2016 года в Государственную Думу.
Подготовка законопроекта "О Федеральном Собрании Российской Федерации" обусловлена, как отмечено выше, закрепленным в Конституции Российской Федерации правовым принципом о равенстве между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти Российской Федерации.
В настоящее время, деятельность палат Федерального Собрания, помимо Конституции Российской Федерации, в основном регулируется их регламентами, в правовой иерархии являющимися подзаконными актами. Таким образом, в целях повышения правового статуса высшего органа законодательной власти разработка проекта федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" является обоснованной.
Более того, учитывая, что законодательная, исполнительная и судебная власти представляют собой части единой государственной власти Российской Федерации, то организация деятельности каждой из них должна регулироваться законодательными актами одинакового уровня в иерархии правовых актов.
В представленном проекте устанавливаются правовая основа и основные принципы деятельности Федерального Собрания, определяется его состав, вопросы ведения палат Федерального Собрания и статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Кроме того, в законопроекте устанавливается правовая основа деятельности парламентской оппозиции. Так, в частности, устанавливается, что основы деятельности парламентской оппозиции включают в себя гарантированное право быть представленной пропорционально в комитетах и комиссиях Государственной Думы, иных органах палаты, праве на пропорциональное избрание на руководящие должности в Государственной Думе, а также равный и свободный доступ к средствам массовой информации, в том числе учрежденным органами государственной власти.
Законопроектом также определяется организация деятельности Федерального Собрания, полномочия Федерального Собрания по принятию федеральных конституционных и федеральных законов. Так, например, устанавливается запрет на принятие законов в трех чтениях в один день.
Отдельные главы законопроекта посвящены полномочиям Федерального Собрания по осуществлению парламентского контроля, полномочиям в сфере кадровой политики, гарантиям деятельности палат Федерального Собрания, реализации представительных полномочий палат Федерального Собрания, взаимодействию с другими органами государственной власти, с политическими партиями, общественными и религиозными организациями, институтами гражданского общества, а также координации законодательной деятельности Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представленная в законопроекте структура и содержание статей полностью охватывают деятельность Федерального Собрания и его роль в иерархии государственной власти Российской Федерации с учётом складывающихся в обществе правоотношений.
В случае принятия законопроекта в качестве федерального конституционного закона дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не потребуется.
Принятие федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" будет свидетельствовать о завершении формирования законодательства Российской Федерации о деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации, что, несомненно, в дальнейшем окажет положительное влияние на качество государственного строительства и совершенствование системы государственных органов страны.
Закон о парламенте создаст рамки парламентского права, обеспечит целостное регулирование отчасти разрозненных в настоящее время правоотношений, связанных с организацией и деятельностью парламента, четко определит роль парламента в верховном руководстве страны, повысит эффективность взаимодействия Федерального Собрания с другими органами государства, укрепит авторитет парламента в обществе.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации"
Принятие проекта федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации"
Принятие Федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" повлечет необходимость принятия федерального закона, определяющего гарантии деятельности парламентской оппозиции.
Кроме того, потребуется внесение ряда изменений в регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, направленных на приведение их в соответствие с Федеральным конституционным законом "О Федеральном Собрании Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.