Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 902547-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Кодекс, законопроект) подготовлен в целях введения административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила) и направлен на обеспечение исполнения требований, установленных Правилами.
В целях реализации пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", устанавливающей основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, Минтрансом России утвержден приказ от 15 января 2014 г. N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации". При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность за несоблюдение указанных Правил.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила позволяют обеспечить:
профессиональную надежность водителей транспортных средств;
безопасность транспортных средств;
безопасные условия перевозок пассажиров при организации перевозочного процесса;
контроль за соответствием дорожных условий требованиям безопасности при осуществлении перевозок.
В целях обеспечения профессиональной надежности водителей транспортных средств должны предъявляться требования при их приеме на работу, стажировке, повышении профессионального мастерства, а также по контролю за состоянием здоровья, соблюдением режимов труда и отдыха.
Правила регламентируют выбор и использование транспортных средств на предмет их соответствия (по конструкции, назначению и оборудованию) виду и особенностям транспортного сообщения, а также безопасного технического состояния.
Требования по обеспечению безопасных условий перевозок касаются как маршрутов регулярных перевозок, так и перевозок по заказам и для собственных нужд.
Контроль за соблюдением Правил будут осуществлять территориальные органы Ространснадзора при проведении проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортного законодательства, а также лицензионных требований, установленных для перевозок пассажиров.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ряд резонансных происшествий с особо тяжкими последствиями связан с автобусными перевозками, ранением и гибелью в них пассажиров и, что особенно тревожно, детей.
Основная причина происшествий - человеческий фактор: нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправного подвижного состава, нарушение элементарных норм безопасности самими пассажирами.
Резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры привели к снижению уровня безопасности на автомобильном транспорте.
Рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен на мелкие субъекты. Большая часть перевозчиков не имеет необходимой для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственной базы и квалифицированных специалистов.
В 2013 году по фактам дорожно-транспортных происшествий судами привлечено более чем в 2 раза больше индивидуальных предпринимателей по сравнению с юридическими лицами. Этот факт говорит о том, что требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при осуществлении перевозочного процесса должны быть приравнены.
В большинстве случаев для перевозок пассажиров используются подержанные автобусы, находящиеся в эксплуатации более 7 лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет мелким перевозчикам с устаревшим автопарком на законных основаниях предоставлять автотранспортные услуги населению.
В 60% случаев грузовой транспорт находится в "сером" сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленных норм обеспечения безопасности перевозок.
Все эти факты свидетельствуют о необходимости усиления норм обеспечения безопасности перевозок.
Таким образом, законопроектом предлагается ввести административную ответственность за правонарушения, предусматривающие:
несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами;
допуск водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими инструктажей, предусмотренных Правилами;
осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" не потребует необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.