Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 сентября 2015 года (протокол N ____, пункт ___) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 817285-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования системы закупки жилых помещений для государственных и муниципальных нужд", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Р.А. Ванчуговым, О.А. Ниловым, О.Н. Епифановой.
Проектом предусматривается специальное правовое регулирование порядка организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства).
Проектом предусматриваются три обязанности победителя аукциона:
1). Обязанность победителя аукциона в течение тридцати дней со дня аукциона осуществить передачу части цены предмета аукциона в размере 3% от улучшений земельного участка (стоимости будущих объектов капитального строительства (жилых домов), объектов инженерной инфраструктуры, результатов работ и иных воздействий (изменение рельефа, внесение удобрений и т.п.), изменяющих качественные характеристики земельного участка, расположенных в пределах земельного участка) в Фонд жилищной поддержки семей, имеющих детей.
При этом правовое положение указанного Фонда в настоящий момент разрабатывается в рамках проекта федерального закона N 817433-6 "О фонде жилищной поддержки семей, имеющих детей", внесенном депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Р.А. Ванчуговым, О.А. Ниловым, О.Н. Епифановой (находится на рассмотрении в стадии первого чтения).
Предполагается, что указанный Фонд имеет своей целью обеспечение семей, имеющих трех и более детей жилой площадью за счет указанных взносов в размере 3% от стоимости будущего объекта капитального строительства.
2). Обязанностью победителя аукциона является также обеспечение банковской гарантией разницы между суммой цены предмета аукциона и стоимостью такого взноса (вышеуказанные 3% от стоимости объекта капитального строительства), в стоимостном выражении соответствующем нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство такого объекта.
3). Победитель аукциона обязуется осуществить передачу вышеупомянутой разницы сумм цены предмета аукциона и стоимостью такого взноса в адрес органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого располагается земельный участок), осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в сфере обеспечения малоимущих граждан жильем.
Победитель аукциона также обязан осуществить государственную регистрацию перехода права собственности жилого помещения в пользу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней после введения объекта капитального строительства в эксплуатацию.
По мнению авторов проекта, предлагаемые изменения позволят создать правовой механизм прямого направления средств, вырученных от проведения аукционов по предоставлению земельных участков для целей жилищного строительства, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий учет и распределение жилых помещений для лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
По мнению авторов, предлагаемый механизм существенно сократит расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку исключит действующую процедуру, предполагающую получение платы в виде денежных средств за предоставление земельных участков и последующий выкуп со стороны органов публичной власти жилых помещений в возведенных объектах капитального строительства по ценам, близким к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, в котором осуществляется строительство такого объекта.
Следует также отметить, что изменения предлагаемые авторами в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предполагают первоочередное использование, полученных таким образом жилых помещений, для реализации программ, направленных на предоставление жилых помещений лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В связи с этим, следует отметить, что идея проекта в целом действительно может упростить и повысить эффективность выполнения органами публичной власти своих социальных функций.
С другой стороны, к проекту имеется ряд существенных замечаний.
Во-первых, в пунктах 1-3 части 30 проектируемой статьи 39.13.1 Земельного кодекса не представляется возможным исчерпывающим образом определить являются ли обязательства победителя аукциона по переводу средств в Фонд и передаче жилых помещений органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации взаимосвязанными частями одного обязательства (в размере 3% от цены предмета аукциона) или двумя различными обязательствами, реализуемыми в различной форме (3% от цены предмета аукциона +3% от общей площади возведенных жилых помещений), предназначенными для социального обеспечения различных категорий граждан.
Во-вторых, в пункте 1 части 24 проектируемой статьи 39.13.1 Земельного кодекса предмет аукциона описывается проектом, как "сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение (технологическое присоединение)".
Иными словами, предметом аукциона является индивидуально определенный земельный участок.
Вместе с тем, текст пунктов 1-3 части 30 проектируемой статьи 39.13.1 Земельного кодекса включает в цену предмета аукциона "стоимость будущих объектов капитального строительства (жилых домов), объектов инженерной инфраструктуры, результатов работ и иных воздействий (изменение рельефа, внесение удобрений и т.п.), изменяющих качественные характеристики земельного участка".
Таким образом, можно сделать вывод, что в данных положениях проекта предметом аукциона уже является стоимость будущих объектов на земельном участке.
Иными словами, очевидным образом видна внутренняя несогласованность "ключевых" положений проекта, что нарушает основополагающие принципы правового конструирования законодательных актов, которые гласят, что правовая норма должна быть формально определена и не иметь неясности или неопределенности в толковании.
В-третьих, исходя из указанного выше, также не представляется возможным определить к какому именно обязательству победителя аукциона относится обеспечение в виде банковской гарантии, предусмотренное пунктом 2 части 30 проектируемой статьи 39.13.1 Земельного кодекса.
В-четвертых, в части 8 проектируемой статьи 39.13.1 Земельного кодекса авторами проекта используется такое понятие, как "процент улучшения земельного участка", который расшифровывается, как "часть от стоимости будущих объектов капитального строительства (жилых домов), объектов инженерной инфраструктуры, результатов работ и иных воздействий (изменение рельефа, внесение удобрений и т.п.), изменяющих качественные характеристики земельного участка, расположенных в пределах земельного участка, выраженная в процентном отношении".
По мнению Комитета, на стадии проведения аукциона по реализации земельного участка крайне затруднительно определить стоимость предполагаемых к постройке на нем объектов капитального строительства и тем более изменений рельефа, как планируемых, так и внеплановых.
Следует отметить, что проект не только имеет внутреннюю несогласованность и не определенность в "ключевых" положениях, но в целом требует значительной юридико-технической и лингвистической доработки.
Также следует обратить внимание, что проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В связи с этим, проект необходимо направить на заключение в Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает проект в представленной редакции.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.