Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 908625-6 "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Сегодня российская экономика переживает не лучшие времена. Усложнение экономической ситуации в первую очередь бьёт по социально незащищённым группам населения, к которым относятся и студенты. Одной из мер поддержки обучающихся являются выплаты материальной помощи в соответствии с частью 15 статьи 36 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
К сожалению, такие выплаты в силу статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснительными письмами Минфина России от 09 июня 2012 года N 03-04-05/3-713, от 01 июля 2011 года N 03-04-05/3-468, от 26 апреля 2011 года N 03-04-05/3-301, от 08 декабря 2010 года N 03-04-06/3-294, от 06 сентября 2010 года N 03-04-06/3-201, ФНС России от 06 апреля 2011 года N КЕ-4-3/5392@ подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Представляется, что с целью систематизации действующего законодательства, совершенствования мер поддержки российского студенчества, а также оптимизации администрирования налогообложения материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам, должна быть освобождена от налога на доходы физических лиц.
Ещё 26 февраля 2011 года председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным было дано Министерству финансов поручение о подготовке предложений по освобождению таких выплат от налогообложения для последующего рассмотрения в Государственной Думе.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренными Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года, также было предусмотрено внесение в налоговое законодательство изменений, связанных с освобождением материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда студентам, от налога на доходы физических лиц (см. пункт 1.1.1 "Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц" части II "Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов").
Однако до сих пор такие изменения в законодательство не внесены, вопрос остаётся нерешённым.
Представленным проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц средства единовременной материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда нуждающимся студентам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Вместе с тем принятие настоящего законопроекта повлечёт уменьшение объёма налогооблагаемой базы.
Однако необходимо отметить, что налоговые доходы от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты (по нормативам 85% и 15% соответственно). С учётом того, что средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам формируются, как правило, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, взимание с этих средств налога на доходы физических лиц является по своей экономической природе межбюджетным трансфертом. Осуществление такого "трансферта" через налог на доходы физических лиц порождает дополнительные трансакционные издержки, административные издержки, альтернативные издержки свободных денежных средств. При этом размер налоговых доходов, получаемых в результате налогообложения выплат материальной помощи нуждающимся студентам, сравнительно невелик. Таким образом, продолжение налогообложения указанных выплат нецелесообразно.
Кроме того, позиция о необходимости освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц средств единовременной материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда нуждающимся студентам, высказывалась в 2011 году Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, а затем была закреплена в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на представленный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" в обязательном порядке требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечёт за собой признания утратившими силу, приостановления или изменения каких-либо законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации, принятия новых федеральных законов. Вместе с тем, в связи с наличием большого количества разъяснительных писем ФНС России и Минфина России по вопросу налогообложения выплат материальной помощи обучающимся из стипендиального фонда образовательных организаций, принятие представленного проекта федерального закона, очевидно, потребует издания новых разъяснительных писем Минфина России по указанному вопросу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.